Дворянство в романе Пушкина «Евгений Онегин»
(376 слов) Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изображает столичное и поместное дворянство, определяя схожие и различные черты. В этом анализе мы действительно видим энциклопедию русской жизни, о которой писал В. Белинский.
Начнем со столичного дворянства. Автор отмечает, что жизнь Петербурга «однообразна и пестра». Это позднее пробуждение, «записочки» с приглашениями на бал, званый вечер или детский праздник. Герой неохотно выбирает какое-либо развлечение, затем заботится о своей внешности и едет в гости. Именно так проводит время практически все дворянское общество Петербурга. Здесь люди привыкли к внешнему блеску, заботятся о том, чтобы прослыть культурными и образованными, поэтому они много времени посвящают разговорам о философии, о литературе, но в действительности их культура является лишь поверхностной. Например, посещение театра в Петербурге превращено в ритуал. Онегин приходит на балет, хотя его совершенно не интересует происходящее на сцене. Что касается духовной жизни, то Татьяна в финале называет светскую жизнь маскарадом. Дворянство в столице живет лишь наигранными чувствами.
В Москве, по мнению автора, меньше претензий на высокую европейскую культуру. В 7 главе он не упоминает ни о театре, ни о литературе, ни о философии. Зато здесь можно услышать множество сплетен. Все обсуждают друг друга, но при этом все разговоры ведутся в рамках принятых правил, поэтому в светской гостиной не услышишь ни одного живого слова. Автор также отмечает, что представители московского общества не меняются с течением времени: «Все белится Лукерья Львовна, все тоже лжет Любовь Петровна». Отсутствие изменений означает, что эти люди не живут по-настоящему, а лишь существуют.
Поместное дворянство изображается в связи с деревенской жизнью Онегина и бытом семьи Лариных. Помещики в восприятии автора являются людьми простыми и добрыми. Они живут в единстве с природой. Они близки к народным традициям и обычаям. Например, о семье Лариных говорится: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины». Автор пишет о них с более тёплым чувством, чем о столичных дворянах, так как жизнь в деревне более естественна. Они просты в общении, способны дружить. Однако Пушкин не идеализирует их. Прежде всего, помещики далеки от высокой культуры. Они практически не читают книг. Например, дядя Онегина читал лишь календарь, отец Татьяны вообще не любил читать, однако, он «в книгах не видал вреда», поэтому позволял дочери ими увлекаться.
Таким образом, помещики в изображении Пушкина являются людьми добродушными, естественными, но не слишком развитыми, а придворные предстают фальшивыми, лицемерными, праздными, но чуть более образованными дворянами.
Автор: Александра Мокеева