Аргументы: Верность и измена в повести «Тарас Бульба»
Отношение к родине – одна из основных тем классической литературы, которая может раскрываться разнопланово. Здесь есть место любви и ненависти, героизму и подлости, верности и измене. Отчизне посвящены многие стихи и поэмы, рассказы и очерки. Пожалуй, повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» является наиболее ярким примером рассуждений о верности и измене родной стране. Интересно, что произведение можно рассматривать с двух сторон: история Запорожской Сечи и жизнь казаков, а также история жизни Тараса Бульбы, его личная трагедия. Поэтому аргументы для итогового сочинения из этой книги порадуют читателя разнообразием.
- Уже в начале произведения главный герой, Тарас Бульба, предстает перед читателями сильным и волевым человеком. К нему возвращаются сыновья после учебы, и он проверяет их на прочность – начинает с ними драться, а после, будучи довольным своими детьми, объявляет, что они завтра же вместе отправятся в Запорожье биться с «татарвой». Тарас бережет уклад казацкой жизни, жизни сел, а также, по словам Гоголя, считает себя законным защитником православия. Он поссорился со всеми своими товарищами, которые начали склоняться к польскому укладу жизни, называл их слугами польских панов, которые променяли простую казачью жизнь на роскошь и светские развлечения. Этот образ символизирует верность себе и своему народу, ведь старый казак лишился семьи, погиб сам, но не предал свои убеждения.
- Одним из самых противоречивых героев повести является младший сын Тараса, Андрий. Он очень талантливый боец, получающий удовольствие от битвы, но у него нет той высокой цели, которая есть у его отца. Андрий не похож на казаков: он «Имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Он влюблен, но не в Родину, а в прекрасную полячку, которая, как он думал, отвечала ему взаимностью; влюбился он еще до того, как поехал воевать в Запорожье. Андрию приходится делать выбор: с одной стороны, он должен защищать родную землю, помогать своим товарищам и семье; с другой – его ждет страстная любовь, о которой он мечтал, ведь прекрасная полячка даже снилась ему. Поэтому он делает фатальный выбор в пользу панночки, предав отца и Сечь. Эта измена, тем не менее, имеет под собой веские основания: герой боялся изменить себе, поэтому пошел против окружения и традиций, подавляющих его индивидуальность.
- Старший сын главного героя Остап, в отличие от Андрия, на своего отца как раз похож. Он не выступает таким ярким бойцом в повести, как Тарас, но он предстает прямым продолжателем его идейности. Товарищи уважают Остапа за принципиальность и твердость духа. Пожалуй, самым эмоциональным эпизодом, связанным с ним, является его смерть: его вместе с другими казаками его взяли в плен, и стали ломать им кости. Но герой встречает смерть достойно: ему страшно, но он не чувствует, что его гибель напрасна, он ни на миг не засомневался в правильности своих действий. Одно только его расстраивало: он не видел казацких лиц, только вражеские. Поэтому он и восклицает: «Батько! где ты! Слышишь ли ты?» И когда Тарас ему отвечает, что он здесь, и тогда Остап чувствует облегчение, потому что вместе с ревнителем казацкого благочестия жива его вера и праведна его преданность долгу. В образе Остапа воплотилась верность Родине, нашедшая себя в самоотверженном служении отечеству.
- Измена родине начинается с потери национальной идентичности. Так было и с Андрием. Он переступает законы Запорожской Сечи, которым верны остальные казаки, и которые определяют их поведение. Основным законом можно считать утверждение, что Сечь – родная земля, дом, который нужно защищать любой ценой. Это же относится и к религии. Кроме того, казаки очень много смысла вкладывают в понятие «товарищество». Предать своих товарищей для них немыслимо. В одной из глав Тарас восклицает: «Ты хочешь, видно, чтоб мы не уважили первого, святого закона товарищества…». Поэтому воины, порой безрассудно, готовы напасть на врагов, чтобы освободить своих соратников. Андрий нарушает все эти законы, за что и расплачивается жизнью: отец убивает его, причем главный герой до последнего не понимает, как его сын мог предать семью и веру. Такова расплата за отступничество от Родины и ее традиций: изменник перестает быть товарищем и не может рассчитывать на прощение.
- Тарас остается преданным своей Родине до самого конца. В финале произведения мы видим, как его сжигают на костре заживо, но он все равно, несмотря на боль, не отступает от своей православной веры, от верности товарищам и родной земле. Тарас на войне потерял обоих сыновей, а в конце – и свою жизнь, но он не жалеет ни о чем, для него это праведная битва, ради которой можно принять даже смерть: он не почувствовал отчаяния, когда его поймали ляхи, потому что невдалеке заметил казаков, которые уже успели отплыть на безопасное расстояние. «И вспыхнули радостные очи у старого атамана», — пишет Гоголь. Бульба верит, что дружина продолжит его дело и победит врагов. Это и есть преданность идеалам, когда человек верит в правильность своих принципов и действий, поэтому отстаивает свою правоту до последнего вздоха.
На примере повести «Тарас Бульба» видно, что отношение к Родине может быть неодинаковым. Даже сам смысл, который закладывается в это понятие, у многих различается. Гоголь показывает читателям столкновение между родными, но абсолютно разными людьми. Если анализировать образ Тараса Бульбы, то получается, что иначе, как убить своего сына, он поступить не мог: Андрий нарушил все законы Сечи, более того, он нарушил принципы, которым Бульба-старший был верен и которые так берег. С точки зрения сына, все иначе, ведь он сохранил свои принципы, свою любовь, свою личность, то есть был верен себе. Возможно, автор специально вынес тему предательства и личную трагедию на передний план, потому что чувствовал: тема верности и измены всегда будет неисчерпаемой и, увы, актуальной.
Автор: Альбина Исмаилова
Спасибо, что помогаете к подготовке к огэ)