Аргументы по направлению «Время перемен» для итогового сочинения 2020-2021

«Время перемен» — направление, связанное с любыми изменениями, которые могут происходить с человеком, со страной или с миром в целом.  Как правило, в любом художественном произведении всегда наблюдаются перемены, часто на этом даже строится сюжетная фабула.

А.С. Грибоедов, «Горе от ума»

В произведении «Горе от ума» А.С. Грибоедова главный герой Александр Чацкий возвращается в Москву из заграницы, где провел около трех лет. В «фамусовском обществе» новаторские идеи, высказанные гостем, не могли быть приняты, потому что к перемене мышления нужно быть готовым. Многие передовые люди того времени понимали необходимость изменений социального уклада в стране, но страшились этого и не были готовы, например, к отмене крепостного права и к тем переменам, которые могли из-за этого возникнуть. Грибоедов в своей комедии говорит о том, что общество не готово слушать и воспринимать идеи таких «горе-умников», как Чацкий, поэтому ему больше ничего не остается, как распрощаться и уехать.

А.П. Чехов, «Вишневый сад»

В пьесе «Вишневый сад» рассказывается история семьи, которая не хотела менять свой старый уклад, не желала двигаться к позитивным изменениям в своем поместье, из-за чего их мир рушится, потому что имение приходится продать. Любовь Раевская и ее брат Леонид Гаев погрязли в долгах, но ничего не предпринимают, чтобы как-то улучшить ситуацию – они просто плывут по течению. Даже идеи Лопахина по восстановлению родового гнезда они не воспринимают всерьёз. Боязнь перемен делает невозможным дальнейшее проживание в собственном доме, и они лишаются его.

И.А. Гончаров, «Обломов»

В романе «Обломов» И.А. Гончаров изображает героя, имя которого стало нарицательным из-за его удивительного образа жизни. А стиль существования он выбрал следующий: лежать на диване и мечтать о переменах в жизни, которые почему-то должны произойти сами по себе. Обломов надеялся, что жизнь станет лучше, краше, но он абсолютно ничего не делал для того, чтобы это случилось на самом деле. Он вечно в халате на своем диване, ему лень выйти на улицу, книга всегда раскрыта на одной и той же странице. Антиподом Обломову выступает Штольц, немец по происхождению и очень деятельный человек. Благодаря общению с энергичным другом, у Обломова наступает пробуждение, он жаждет перемен, которые вот-вот произойдут с ним, даже влюбляется в женщину, которой осмелился сделать предложение… Но длится всё это недолго. Он снова впадает в безмятежное существование, не хочет перемен в своем жизненном укладе, и всё возвращается на круги своя. Перемены коснулись героя лишь внешне, а внутренней мотивации у него не было, поэтому он закончил жизнь серо и скучно, скончавшись от инсульта в молодом возрасте.

И.С. Тургенев, «Отцы и дети»

В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев изображает собирательный образ молодого поколения, стремящегося к переменам в российском обществе. Олицетворяет этот типовой образ нигилист Базаров, отрицающий мораль и принципы прошлого и стремящийся создать новый мир. Герой имеет все качества лидера: целеустремленность и трудолюбие, ораторские способности и умение высказать собственную точку зрения. Базаров имел своих последователей, спорил с представителями «отцов», которые были против каких бы то ни было перемен в стране. Но у героя были и слабые стороны: он хотел построить новый мир, не обращая внимания на наследие, которое проявляется в исторической памяти, в культуре и искусстве прошлого. Невозможно перемениться к лучшему, если не учитываешь опыт предыдущих поколений. Об это и разбивается теория нигилиста Базарова.

А.П. Платонов, «Юшка»

Рассказ «Юшка» Андрея Платонова наполнен глубокой печалью за судьбу главного героя, к которому можно испытывать милосердие и сострадание, но никак не злость и ненависть. А в городе, в котором жил Юшка, к нему относились с жестокостью не только взрослые, но и дети: они кидали в него камни и кричали ему вслед бранные слова. Сам же Юшка верил в то, что он способен изменить мир, что каждый человек приходит в эту жизнь с какой-то миссией, которую должен выполнить. Юшка был добрым, и каждый воспринимал это качество как слабость, а потому стремился выместить на нем свою злобу. Но когда герой умирает, общество меняется. Эта перемена происходит потому, что окружающие потеряли человека, который кротко сносил все их оскорбления, впитывал их, как губка, и никогда ни на кого не обижался. И тут жители городка осознают, кем был Юшка в их жизни, в них что-то пробуждается, особенно, когда они узнают, что Юшка все это время воспитывал приемную дочь, ради которой отказывался от куска сахара. А эта девушка стала врачом и начала лечить людей.

М.А. Шолохов, «Тихий Дон»

В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» показаны перемены в укладе казачества, которые стали происходить на фоне событий начала двадцатого века. Сначала мир пошатнулся в ходе Первой Мировой войны, потом народ настигла Гражданская война, начавшаяся после революции 1917 года. Люди не понимали, за что или против кого они должны воевать. Старые жизненные уклады рушились, а на их место еще не пришло то новое будущее, о котором твердили власти. Это было очень тяжелое время в России – время перемен, которое для каждого человека по-своему отозвалось в жизни.

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников претерпевает изменения личности. Его история начинается с размышления о том, что все люди делятся на две категории: «твари дрожащие» и «право имеющие». Такие мысли приводят его к убийству старухи-ростовщицы: он хотел проверить себя, сможет ли он лишить жизни человека. Совершить преступление ему удалось, но угрызения совести не дают ему жить спокойно, он возвращается к дому старухи, начинает болеть и бредить, и его раскрывают. Уже на каторге Раскольников осознает свои ошибки, читает Библию, приобщается к православной вере, и у него происходит духовное перерождение.

М.А. Булгаков, «Собачье сердце»

В «Собачьем сердце» Михаил Булгаков описывает эксперимент, в котором профессор Преображенский совершает удивительную операцию по пересадке человеческого гипофиза собаке. Это была перемена, перевернувшая мировоззрение не только всего общества, но и самого врача. Шариков в образе человека получился вовсе не таким, каким его себе представлял Преображенский. Сказалось то, что орган, пересаженный псу, был взят у человека, страдающего алкоголизмом. К тому же общество, в которое попадает Шариков, способствует развращению бывшей собаки. А еще у него не пропадают инстинкты животного, и он начинает заниматься отловом бродячих кошек. Преображенскому ничего не остается, как снова совершить операцию и вернуть всё в первоначальное состояние.

Г.Ш. Яхина, «Зулейха открывает глаза»

«Зулейха открывает глаза» — прекрасный образец современной прозы. Гузель Яхина изображает татарскую женщину, в жизни которой всё перевернулось с ног на голову с приходом советской власти. Сначала она лишается мужа, а потом едет в Сибирь в теплушке с остальными ссыльными, «кулаками», политическими заключенными и другими изгнанниками. Их перевозят на Ангару, где они создают поселок Семрук, в котором и остаются жить по новым законам. Перемены, постигшие Зулейху, полностью меняют ее образ жизни, делают ее сильнее и выносливее. Она попадает в совершенно другой мир и вынуждена бороться за свое существование в нем.

Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Философская сказка Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» рассказывает о мальчике, который живет на своей планете, каждое утро борется с баобабами, которые иначе разрастутся, как сорняки, и дружит с Розой, красивой, но с характером. Перемены для Маленького принца начинаются тогда, когда он предпринимает путешествие по другим планетам с целью познакомиться с тем, как живут другие. Он прибывает на землю, где встречается с рассказчиком. Земля учит Маленького Принца тому, что главного не увидишь глазами, на это способно только сердце. Здесь же он понимает, что его чувства к Розе очень сильны, и что Роза, несмотря на свои шипы, тоже искренне любит его. Побывав за пределами своей планеты, мальчик многое понял, расширил свой кругозор и вырос в эмоциональной сфере.

Д. Роулинг, «Гарри Поттер»

Всем известный Гарри Поттер Джоан Роулинг оказывается на пути перемен, когда неожиданно за ним приходит служащий Хогвардса, школы волшебства, великан Хагрид. Для мальчика открываются ворота в совершенно новую жизнь, в которой он находит настоящих друзей, сражается с врагами и становится истинным волшебником.

Д. Дефо, «Робинзон Крузо»

В романе Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» герой терпит кораблекрушение и спасается, когда его выбрасывает на необитаемый остров. Это полностью изменило его жизнь. Робинзон не стал унывать, оставшись один, он упорно старался улучшить свою жизнь, ему удалось приручить диких коз, научиться делать сыр из козьего молока, он сам выращивал зерно и пёк хлебные лепешки. Жажда жизни позволила герою не только выжить на острове, но и сделать невероятные открытия, которыми он поделился с соотечественниками спустя 28 лет, когда ему удалось вернуться на родину.

Д. Лондон, «Мартин Иден»

Истинных перемен в своей жизни добивается Мартин Иден, герой одноимённого произведения Джека Лондона. Влюбившись в Руфь, богатую и образованную девушку, мужчина понимает, что ему необходимо духовно расти и развиваться, чтобы быть достойным ее любви. Он начинает усердно заниматься самообразованием, очень много читает и даже занимается сочинительством. Мартин Иден выходит на совершенно другой уровень в своем развитии, достигает личной эффективности и высот в сфере самосовершенствования.

Нехудожественная литература, направленная на самообразование, — книги, способствующие осознанию необходимости перемен в личном развитии.

Робин Шарма – современный писатель, гуманист, мотиватор, ориентированный на личностный рост. В своих книгах «Монах, который продал свой Феррари», «Кто заплачет, когда ты умрешь?», «Клуб 5 часов утра» и других он учит меняться в лучшую сторону, расти и развиваться, используя различные методики и практики самосовершенствования.

Мари Кондо в книге «Магическая уборка» учит тому, как изменить свой дом, применив техники организации помещения и уборки, которая наведет порядок не только в окружающем пространстве, но и в голове.

В книге «Сапиенс» Юваль Ной Харари рассказывает свое видение краткой истории человечества. Иронично и метафорично автор повествует о переменах, происходивших с видом хомо сапиенс, которые привели этот вид к современному человеку.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector