Аргументы по направлению «Разговор с собой» для итогового сочинения 2020-2021

Аргументами к направлению Разговор с собой могут послужить примеры из художественных произведений, в которых герои ведут дневники или записи, а также погружаются в глубину своих мыслей и переживаний, пытаясь понять себя.

Л. Н. Толстой, «Война и мир»

Андрей Болконский в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого стремится понять свое место в этом мире. Аристократ по происхождению, он приемлет ценности этого сословия, но всё же понимает необходимость перемен. Он осуждает порядки старого мира, но не совсем понимает, каким должен стать новый мир. На протяжении всего романа Болконский ищет ответы на свои вопросы в себе и окружающей среде. И находит их только под небом Аустерлица, когда лежит раненый после продолжительных боев. Толстой не оставляет своему герою шансов на будущее: Андрей лишний в этом мире, он не находит счастья в любви с Наташей Ростовой, ему нет места в новом мире, поэтому автор выводит его со страниц действия романа.

Еще одним «искателем» в этом романе-эпопее является Пьер Безухов. Он проходит путь самопознания: становится участником масонской ложи, потом уходит в народ, знакомясь с философией Платона Каратаева. Пьер желал достигнуть духовного величия, и все его искания были направлены на нравственное совершенствование. Он приходит к мысли, что истина сокрыта в обычном человеке, в каждом из нас. Это позволяет ему найти свое место в жизни, влюбиться и жить счастливо с Наташей Ростовой.

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»

Поиском истины занимается герой Ф.М. Достоевского Родион Раскольников. В «Преступлении и наказании» писатель показывает человека, потерявшего внутренний покой. Этот дисбаланс происходит потому, что, несмотря на пытливый ум и самолюбие, герой живет в нищете и остро чувствует несправедливость этого мира. Так в его голове рождается теория о том, что все люди поделены на две категории: на высших и низших. Себя он относит к «право имеющим» и даже проводит сравнение с Наполеоном. Проверить жизнеспособность своей теории Раскольников решает радикальным путем: он идет на смертоубийство старухи-ростовщицы, желая избавить мир от человека, который не приносит блага в жизнь других людей. Но совершенный поступок герой даже для себя не может объяснить с точки зрения нравственности, и это приводит его к раскаянию и каторге. Раскольников проходит путь очищения, когда признает ошибочность своей теории. Он учится любить и сострадать, осознает, как важно в жизни человека проявлять милосердие ко всем живым существам.

М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» носит исповедальный характер. В ней юноша-послушник убегает из монастыря, чтобы найти себя, оказаться на свободе и прочувствовать все свои переживания. Когда Мцыри был еще ребенком, он оказался в монастыре. Но такая жизнь противоречила природе главного героя. Он не находил себе места в этом спокойном и уединенном пространстве, всей своей душой он осознавал, что его жизнь должна проходить иначе. Монастырь лишил его не только внешней свободы, но и внутренней. Сбежав оттуда, Мцыри наконец познал счастье: оно заключалось в вольной жизни, полной испытаний и опасностей, которые юноша преодолевает. Герой понял, чего ему не хватало, а потому, вернувшись в монастырь, где его душа мечется, как птица в клетке, Мцыри умирает, хоть и с осознанием того, что ему удалось испытать настоящую радость жизни.

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов раскрывает своего героя Печорина с разных сторон: о нем рассказывает его друг, а позже читатель знакомится с дневниками, которые обнажают внутренний мир героя. Печорин старается понять себя, на страницах журнала полностью раскрывает свою душу, не боясь выставить себя слабым и порочным человеком. Он искренне ведет свои записи, вспоминая поступки, которые совершал, и пытаясь их проанализировать. Это первый социально-психологический роман в русской литературе, направленный на откровенный разговор героя с самим собой и читателем.

А.Н. Островский, «Гроза»

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина терзается внутренним конфликтом. Она глубоко несчастна, потому что попала в семью Кабанихи, выйдя замуж за Тихона, к которому не испытывала нежных чувств. Несмотря на все старания присмотреться к мужу и полюбить его, девушка ощущает лишь боль и разочарование. Эти эмоции приводят к тому, что она влюбляется в Бориса. Но светлое чувство не успокаивает Катерину, а лишь добавляет новых переживаний, потому что измена для нее неприемлема. Тем не менее она окунается в омут преступной любви, но потом сознается в этом своему мужу и его родственникам. Внутренняя борьба, которая ведется в душе Катерины, не оставляет ей иного выбора, как совершить самоубийство. Та дисгармония, которую чувствовала героиня, и есть гроза – символ буйства стихии не только в природе, но и в душе человека.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»

В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина читатель знакомится с воспоминаниями Петра Гринева, в которых он рассказывает о событиях, полностью изменивших его жизнь. С детства Петруша воспитывался дядькой Савельичем, не тяготел к наукам, а гонял голубей с крестьянскими мальчишками. Он готовился к службе в Петербурге, где, по его представлениям, кипела праздная и веселая жизнь. Но отец не стал потворствовать ему, а отправил служить в Оренбург, в крепость к капитану Миронову. В области как раз в это время бесчинствовал Пугачев. Именно встреча с предводителем восстания стала переломным моментом в жизни Гринева. С этого периода начинается внутреннее преображение Петра из недоросля в достойного и смелого мужчину. Теперь он становится ответственным не только за свою жизнь, но и за других людей. В Гриневе раскрываются такие качества, как смелость, верность своему слову и способность искренне любить. Герой обращается к своему внутреннему Я и находит силы справиться с сложными жизненными обстоятельствами. Благодаря уверенности и нравственности, ему не только удается избежать кары от бунтовщиков, а позже и правительства Екатерины Второй, он также обретает истинное счастье с Машей Мироновой.

В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой»

В рассказе «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев изображает мальчика Витьку, который переживает внутренний конфликт. Чтобы получить от бабушки пряник в форме коня с розовой гривой, Витька отправляется за ягодами с соседскими ребятишками. В процессе сбора земляники друзья подначивают Витю съесть собранное, а, чтобы бабушка не заметила, наполнить туесок травой и только сверху заложить ягодой. Витька вступает в противоречие с самим собой: с одной стороны, ему не хочется обманывать, а, с другой стороны, он не желает показаться трусом. Витька выбирает неправедный путь, который приводит его к угрызениям совести. Внутренняя борьба, связанная с обманом и воровством (мальчику пришлось стащить калач из дома, чтобы никто не проболтался о витькином преступлении) настолько сильно разгорается в душе ребенка, что он не может уснуть ночью и решает рано утром обо всем признаться бабушке. Но и поутру в мальчике борются две невидимые силы: нравственность и страх упасть в глазах бабушки и дедушки. Бабуля все-таки купила ему коня с розовой гривой, а Витька, признав свои ошибки, надолго усвоил урок совести, который он сам себе преподал.

А.П. Платонов, «Юшка»

Разговор с собой ведет герой Андрея Платонова Юшка в одноименном рассказе. Он приходит к мысли о том, что нужен людям, поэтому терпит боль и оскорбления, которые причиняют ему окружающие. Общество не способно понять самоотверженного человека, даже дети, глядя на взрослых, позволяли себе унижать Юшку, кидая в него камнями и сыпля проклятиями. А Юшка на них не обижался: он считал, что делают они это не со зла, а просто выпускают пар, приходя домой спокойными и счастливыми. Так герой понимал свое предназначение, которое заключалось в том, чтобы делать людям добро. Причем он не кричал о своих благодеяниях, не ждал, что люди скажут ему спасибо. Юшка помогал окружающим просто, считая это делом своей жизни.

Д. Киз, «Цветы для Элджернона»

В романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» показан внутренний мир Чарли Гордона. Произведение носит исповедальный характер, так как читатель знакомится с дневниками героя. Эти записи представляют собой отчет Чарли, который он ведет после проведенного над ним эксперимента. Чарли с рождения был умственно отсталым, поэтому в начале романа в его дневниках огромное количество орфографических и пунктуационных ошибок. Но наука позволила Чарли стать умным – исполнила его истинную мечту. С этого момента интеллектуальные способности героя быстро растут вверх, и у Чарли появляется возможность фиксировать свои наблюдения за собой, своей психикой и преображением. Самоанализ приводит героя к неприятным выводам: он осознает, что коллеги по работе часто зло подшучивали над ним, а семья, в которой он рос, стыдилась его. Приобретенный интеллект не приносит Чарли счастья, его покидает душевное спокойствие. Он получил способность ясно мыслить и стал почти гением, но справиться с навалившимся знанием ему не под силу. Он становится одиноким, а круговорот раздумий приносит разочарование.

В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери»

В романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» горбун Квазимодо ненавидел людей, потому что они относились к нему с нескрываемым презрением, считая уродом, порождением сатаны. Но мысли героя меняются, когда он встречает Эсмеральду, прекрасную цыганку, которая не только не испугалась горбуна, но и стала для него лучшим другом. Квазимодо осознал, что не все люди одинаковы, его мировоззрение изменилось, а в сердце зародилась чистая и прекрасная любовь.

Л. Оливер, «Прежде чем я упаду»

В книге «Прежде чем я упаду» писательница Лорен Оливер ставит свою героиню в фантастические обстоятельства искажения времени: она переживает день сурка, когда проживает один и ту же дату 14 февраля по несколько раз. Это заставляет девушку задуматься о том, почему этот день повторяется снова и снова. Ей предстоит заняться самоанализом и найти ошибки, которые она совершает – как раз это и служит причиной искажения времени. Когда Саманта понимает смысл происходящего, ей удается распутать клубок лжи, разобраться со своими привязанностями и скелетами в шкафу.

Д. Фаулз, «Коллекционер»

Роман «Коллекционер» Джона Фаулза написан в форме дневника. Сначала читатель знакомится с мыслями Калибана, который решил похитить девушку и держать ее в заточении. Достаточно примитивным языком он описывает свои желания, страхи, вдобавок оправдывается, почему совершает это злодеяние. Позже читатель узнает историю Миранды: она описывает все, что испытывает в заточении. Как человек мыслящий и творческий, она рассказывает в своем дневнике о своих переживаниях и чувствах. В ее записях ясно слышится отчаяние, хотя девушка продолжает надеяться на благоприятный исход событий. Ее спасает возможность мыслить, вести дневник, любовь к искусству и желание жить. Миранда заперта не только внешне, она испытывает внутреннюю несвободу и терзается от этого. К сожалению, ей так и не удается вырваться на волю, хотя она и предпринимала попытки сделать это.

Нехудожественная литература в качестве аргументов к направлению «Разговор с собой».

Д. Кэмерон, «Путь художника»

Книга «Путь художника» Джулии Кэмерон помогает раскрыть творческие способности человека. В ней есть практические упражнения, которые направлены на самопознание человека в области призвания. Эта книга не только для тех, кто считает именно творческую стезю своим предназначением, она для любого читателя, потому что в жизни каждого человека должно быть созидательное начало, которое проявляется в творчестве определенного характера, будь то писательство, живопись или любой иной труд.

Э. Гилберт, «Большое волшебство»

Еще одно произведение, отвечающее на вопросы о призвании человека – «Большое волшебство» Элизабет Гилберт. В этой книге автор исследует проблему творчества и его места в жизни каждого человека. Знакомясь с откровениями писательницы, читатель заглядывает в собственную душу и понимает, как ему самому научиться жить ярко и креативно, как найти созидательное в своей жизни и начать творить, получая от этого истинное удовольствие.

Л. Парфентьева, «100 способов изменить жизнь»

Бестселлер Ларисы Парфентьевой «100 способов изменить жизнь» — книга о том, как истории разных людей помогают человеку двигаться вперед, как найти свое предназначение, где брать мотивацию, как начать движение к цели и не останавливаться и на каких жизненных законах это всё основано. Эта книга о личных изменениях, которые всегда начинаются с откровенного разговора с самим собой.

А. Пиз, «Ответ»

Книга Аллана и Барбары Пиз «Ответ» раскрывает проверенную методику достижения своих целей. Она написана всемирно известными психологами, ориентированными на самосовершенствование и личностный рост. Когда человек действительно осознает, что ему нужно от жизни, после честного разговора с собой, его головной мозг, в частности ретикулярная активирующая система, начинает действовать в сторону исполнения намеченного.

М. Уильямс и Д. Пенман, «Осознанность»

В книге «Осознанность» Марка Уильямса и Денни Пенмана рассказывается о том, как обрести гармонию в этом безумном мире. Речь идет об осознанной медитации, которая позволяет человеку справляться со своим потоком мыслей и переживаний, сосредоточиться на действительно важных вещах.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector