Аргументы на тему: Искусство и ремесло в зарубежной литературе

Чем отличается искусство от ремесла? В мире столько занятий, которые либо приносят доход, либо дают какие-либо приоритеты в жизни, но можно ли род деятельности переименовать в «искусство»? В данной подборке команда «Литерагуру» приводит аргументы из зарубежной литературы, которые отвечают на эти вопросы.

  1. Сартр, «Тошнота». Большинство людей задумываются о смысле жизни и ищут главную мотивацию существования в вере, любви, саморазвитии. Но некоторые полагают, что даже эти понятия не достаточно стимулирующие, хоть и, безусловно, требующие внимания. Главный герой экзистенциального романа Сартра «Тошнота» Антуан Рокантен начинает понимать, что ему с каждым днем все тяжелее найти смысл бытия. Однако, испытав эту «тошноту» на себе, он приходит к выводу, что творчество – это то, ради чего стоит жить. Он и раньше слышал песню, звучащую на протяжении всего произведения, и раньше писал книгу, но, возможно, воспринимал это как ремесло. Начав рассматривать творчество как искусство, Антуан осознал, как важно оставить след в жизни, сделав что-то прекрасное.
  2. Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Несмотря на афоризм «всякое искусство бесполезно» в небольшом вступлении романа Уайльда, «Портрет Дориана Грея» полностью посвящен тематике искусства. Главный герой — вовсе не Дориан Грей, а его портрет. Именно он выражает истинный облик персонажа, все его темное нутро, и именно он прячет все содержимое Дориана. Художник Бэзил старательно подошел к написанию своего шедевра, и портрет в романе – олицетворение не ремесла, как профессии, а определенно искусства. Волей-неволей перестаешь воспринимать творчество как ремесло, когда наблюдаешь за развитием событий в романе Уайльда, ведь все герои, имеющие отношение к искусству, умирают: и Бэзил, и Сибила, и даже сам Дориан Грей, пытавшийся сразиться с собственной совестью, заключенной в магическом портрете. Такой силой может обладать не что иное, как искусство! В символе портрета автор заключил важную мысль: искусство показывает нам наше истинное лицо, ведь оно не только отражает реальность, но и дополняет ее.
  3. Гете, «Фауст». Если то, что у тебя получается, ты делаешь с любовью и заинтересованностью, то это можно смело переименовать в искусство. Вспомним драму Гете «Фауст». Главный герой постиг медицину, юриспруденцию, богословие, философию, и все еще продолжал считать себя глупцом, не видя того, ради чего жизнь могла бы остановиться. Фауст не относился ко всем видам своей деятельности как к искусству, ради которого стоит отдать жизнь. А ведь именно этим и отличается искусство от ремесла. Он был хорош в том, чего достиг, но все это было неким ремеслом, благодаря которому он искал смысл бытия. Настоящее призвание доктор нашел в том, чтобы помогать обществу, организовывая быт и очищая нравы людей. Все свои знания он употребил в помощь человечеству, и тогда они стали искусством, в котором Фаусту не было равных.
  4. Гете, «Фауст» (другой пример). Люди смотрят на одни и те же вещи по-разному, и у каждого из них своя правда. В произведении Гете «Фауст» интересен пролог со спором поэта, актера и директора театра. У всех героев разное восприятие того, как стоит писать пьесу. Конечно, директор театра более волнуется за вкус зрителей: не все понимают глубокий смысл творчества, для многих важно лишь выйти в свет в красивом наряде. Так же он не может не рассматривать постановки пьес как прибыль, поэтому для него эти представления – ремесло, способ заработать деньги. Однако у поэта совершенно противоположная позиция: творец не хочет подстраиваться под толпу и все равно видит смысл создавать великое произведение. Доказывая силу искусства, он уже и открывает «Фауста». Очевидно, что в данном споре победил поэт, ведь драма Гете имела бешеный успех, но в то же время несла серьезные философские идеи публике. Настоящее искусство всегда найдет путь к сердцу человека.
  5. Дефо, «Робинзон Крузо». Природа – это захватывающие виды, потрясающие пейзажи, искусство, созданное Богом. Но иногда человеку приходится выживать, и природа в этом может стать незаменимым помощником. В романе Дефо «Робинзон Крузо» главный герой попал на необитаемый остров и провел там двадцать восемь лет. Реально ли это? Автор показывает человека, для которого природа – не храм, а мастерская. Никто не запрещает наслаждаться прекрасными видами, но для выживания необходимо добывать еду и воду. Робинзон Крузо посмотрел на все вокруг не как на искусство, а как на ремесло – именно так герой смог выжить.
  6. Фаулз, «Коллекционер». К сожалению, не все люди способны оценить искусство: им могут помочь разобраться в живописи, литературе, но некоторые просто не способны увидеть что-либо животрепещущее в произведениях. Обратимся к роману Фаулза «Коллекционер». Главный герой похищает девушку, в которую до ужаса влюблен, и держит ее у себя в подвале. Миранда – заключенная героя – студентка художественного училища, страстно увлеченная искусством. Она продолжает рисовать, пытается помочь своему похитителю разглядеть прекрасное в литературе, но ее «Калибан» не достаточно образован. Ему трудно понять Миранду, и это так же является одной из причин, почему герои не вместе. Однако отсутствие искусства в жизни мужчины – это не только причина его любовной неудачи, но и то, что мешает ему обрести гармонию с окружающим миром. Он искренне не понимает, что испытывают люди, и в этом его проблема. Из-за своей нравственной и художественной слепоты он так и остается одиноким психически больным человеком, который не познает ни счастья, ни любви. Искусство могло бы помочь ему преодолеть барьер между собой и обществом, к которому он стремится, но герой отвергает его, прячась в мещанской ограниченности, которую сам он ненавидит.
  7. Кафка, «Превращение». Ремесло – это способ выжить, а искусство – то, чем ты живешь. К сожалению, не у всех получается совмещать и то, и другое в одной деятельности. Иногда увлечения не приносят большого дохода, и приходится заниматься более прибыльным делом. Например, в повести Кафки «Превращение» Грегор Замза, превратившийся в огромное насекомое, работал коммивояжером. Таким образом, он содержал семью, но эта работа не приносила ему радости. Грегор был более увлечен выпиливанием лобзиком из дерева. Даже это увлечение говорит о герое, как о творческом персонаже, который был вынужден зарабатывать на жизнь другим ремеслом, а не своим искусством. Трудясь на нелюбимой должности, Грегор чувствовал себя одиноким и неполноценным, что становится наиболее заметно в его новом облике. Так автор показал, что необходимость зарабатывать деньги и гробить свою жизнь, пытаясь обеспечить себя, превращает личность в насекомое, которое занимается только выживанием.
  8. Бегбедер, «99 франков». Искусство – это не только литература, живопись и архитектура. Это может быть любое занятие, в которое человек вкладывает душу: кулинария, танцы и даже реклама. Главный герой романа Бегбедера «99 франков» работает в рекламном агентстве. От лица Октава описан мир рекламы, где, на первый взгляд, можно так широко творчески развернуться, но герой воспринимает это лишь как ремесло, приносящее доход. Октав погряз в разврате и деньгах, и, возможно, если бы то, чем он занимается, приносило ему эстетическое удовольствие, его душа была бы спасена от пороков материального мира. Но, к сожалению, занимаясь рекламным ремеслом, персонаж сам осознавал, что уже не имеет возможности переродиться. Оно поглотило его сознание, все его силы истрачены попусту на создание информационного шума. На творчество у него не осталось ни времени, ни таланта.
  9. Кун, «Легенды и мифы Древней Греции». Искусство и любовь способны творить настоящие чудеса. Это доказано еще в мифе о Пигмалионе – скульпторе, который вырезал из слоновой кости статую и сам же в нее влюбился. Созданное им творение не давало ему покоя, его любовь к статуе была так чиста, что богиня любви Афродита решила наградить героя и оживила его скульптуру. Будь для Пигмалиона это всего лишь ремеслом, он не обрел бы такое счастье, ведь любимая им статуя стала его настоящей женой. Сказка – ложь, да в ней намек: истинный творец всегда безумно любит то, что делает, и в этом таится секрет его мастерства.
  10. Кинг, «Мизери». Некоторые полагают, что искусство и ремесло – это одно и то же. Почему нет? Ведь с помощью творчества можно зарабатывать деньги, например, стать писателем или художником. Да, ремесло и искусство часто смешиваются в одном занятии, но разница лишь в том, что ремесло помогает жить материально, а искусство – духовно. Интересный пример, который поможет разобраться в данном вопросе, – это роман Кинга «Мизери», в котором главный герой обязан был писать книгу для выживания. Писатель Пол Шелдон оказался в невольном плену у своей сумасшедшей поклонницы, требующей личный экземпляр новой книги. Обычно за создание нового романа писателю платят деньги, но в данной ситуации его целью стало элементарное выживание. Творчество спасало Пола Шелдона от антагонистки произведения, и можно с уверенностью сказать, что это искусство, а не ремесло, так как и сам писатель, и его читательница были полностью погружены в создание романа. Более того, написание книги даже отвлекало героя от той ужасной обстановки, в которой он находился, а на это способно исключительно искусство. Оно не только вдохновляет человека, но и помогает ему справиться с жизненными трудностями.
  11. Хаксли, «О дивный новый мир!» Можно ли представить нашу жизнь без искусства? Если у вас никак не получается вообразить подобное, просто откройте роман Хаксли «О дивный новый мир!». Автор представляет читателю государство далекого будущего, в котором живет общество потребления. Там наука, религия и искусство строго под запретом, а люди живут по принципам гедонизма. Главный герой – Дикарь – никак не может свыкнуться с мировоззрением нового мира, не представляя счастливой жизни без искусства и подлинной любви. Антиутопия Хаксли показывает, что без искусства слишком многое обесценивается, и герой просто-напросто не выдерживает. Мир, в котором творчество запрещено, вовсе не «дивный», а жуткий и безнадежный.Автор:

Автор: Мария Воробьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *