Аргументы из зарубежной литературы по направлению «Доброта и жестокость»

Не пропусти реальные темы и онлайн-помощь по ИС в нашем паблике 

Несмотря на то, что все только-только перевернули страницу календаря и встретили пока еще теплую осень, за спиной уже чувствуется дыхание великого и ужасного ЕГЭ. Время пробежит очень быстро, начать готовиться надо уже сейчас! Для написания сочинений необходимы аргументы, и команда «Литерагуру» предоставляет примеры из зарубежной классики по направлению «доброта и жестокость», чтобы на экзамене была возможность блеснуть знаниями не только отечественной литературы.

  1. Данте, «Божественная комедия». В «Божественной комедии» Данте представляет человечеству собственное видение загробной жизни, подробно описывая Ад, Чистилище и Рай. В самой страшной части произведения описаны грехи мучеников, страдания душ и наказания за проявление какой-либо жестокости в жизни. Например, убийцы попадают в седьмой круг Ада. За такие беспощадные поступки грешники кипят в кровавом кипятке. Данте подробно расписывает свою «экскурсию» по Аду и вместе с Вергилием наблюдает над вечно повторяющимся хаосом на каждом кругу. Седьмой круг так же ярок жестокими наказаниями в виде охотящихся гарпий и огненного дождя. Таким образом, автор доказывает, что жестокие люди, совершавшие, например, убийства, так же столкнутся только с жестокостью и беспощадностью, даже если это произойдет после смерти.
  2. Шекспир, «Король Лир». Порой некоторые проявляют жестокость даже к самым родным людям, не задумываясь о том, с чем они могут столкнуться в ответ. Нужно ли ставить обиду выше милосердия или правильнее будет закрыть глаза на прошлое и проявить доброту? В своей трагедии «Король Лир» Шекспир пишет о том, как главный герой – король Лир – отрекается от собственной дочери Корделии, потому что та отказалась льстить отцу. Две другие дочери не упустили такой шанс, ведь таким образом король решал вопрос о разделении королевства. Однако впоследствии король Лир осознает, насколько лицемерны были его дочери, твердившие ему о высокой любви. Лишь Корделия оказалась добра к отцу и приютила его, когда тот был выгнан ее сестрами из королевства. Уильям Шекспир в своей пьесе показывает, что быть злопамятным и бессердечным в ответ на жестокость – не выход, напротив, нужно отпустить прошлые обиды и проявить доброту. Только так можно разорвать порочный круг взаимных обид.
  3. Гете, «Страдания юного Вертера». Можно ли назвать влюбленного человека добрым? Или напротив, повесить на него клеймо жестокой личности только потому, что чувства встают во главе всего? В эпоху сентиментализма считалось, что хороший человек был эмоционален, и если ты способен плакать, кричать, страдать, то у тебя доброе сердце. Обратимся к одному из самых сентиментальных героев – персонажу из произведения Гете «Страдания юного Вертера». На протяжении всего романа Вертер мучается от несчастной любви к замужней женщине, и, в конце концов, не выдерживает накала страстей. В финале произведения Вертер совершает жестокий поступок, но, прежде всего, по отношению к себе – герой совершает самоубийство, чтобы избавиться от страданий. Однако, несмотря на это, персонажа трудно назвать жестоким и злобным, напротив, у него доброе сердце, наполненное только искренней любовью.
  4. Лессинг, «Эмилия Галотти». Жизнь, как и литература, иногда настолько запутана, что противоположные понятия, такие как «доброта» и «жестокость» могут смешаться и пересечься в одном поступке. Подобное можно наблюдать в трагедии Лессинга «Эмилия Галотти». Принц Этторе Гонзага устраивает нападение на жениха Эмилии и похищает саму девушку. Оказываясь со своим похитителем наедине, Эмилия понимает, что она испытывает к нему чувства. Несчастный отец добивается встречи с дочерью, и та сообщает ему, что думает о самоубийстве, лишь бы не поддаваться искушению. Но самоубийство – грех, за который попадаешь в Ад, поэтому отцу ничего не остается, как самому убить свою дочь. Совершая такой, на первый взгляд, жестокий поступок, отец спасает Эмилию от бесчестия, понимая, что лучше – смерть, и девушка умирает невинной. Эмилии обеспечена жизнь в Раю, так как она не сдалась неуместным чувствам и не убила себя, а душа отца после убийства дочери направится исключительно в Ад. Иногда люди совершают жестокие поступки, руководствуясь исключительно добрым намерением и желанием помочь и спасти других.
  5. Гофман, «Крошка Цахес». Одно из проявлений жестокости – это неблагодарность. Некоторые нагло пользуются тем, что добрые люди идут им навстречу, и иначе расценивают помощь. В повести Гофмана «Крошка Цахес» добрая фея пожалела главного героя – уродца-карлика – и наградила его магическим свойством: окружающие были уверены, что Цахес обладает талантом того, кто находится в его поле зрения. Таким образом, Крошка Цахес вводил всех в заблуждение, и люди оставались обманутыми. Фея – пример доброты в сказке Гофмана, ведь она сжалилась над Цахесом и помогла ему, так как он жил неполноценной жизнью. Более того, она хотела, чтобы Цахес равнялся на тех, за счет которых поднимался, но он лишь жестоко пользовался этим. К сожалению, не каждый способен по достоинству оценить добрый поступок.
  6. Бальзак, «Отец Горио». К сожалению, многие люди, бесчеловечно пользуясь мягкостью добрых помощников, относятся к ним жестоко. Ту же ситуацию мы встретим в романе Бальзака «Отец Горио». Дочери главного героя Анастази и Дельфина бросили отца. Отец Горио очень любил своих дочерей и прощал им их равнодушие и циничность, но девушки абсолютно не ценили доброе сердце своего старика. Как только они удачно выходят замуж, то словно забывают о своем отце, они даже стыдятся его: ведь они теперь стали крутиться в высших кругах, а Горио был макаронщиком. Анастази и Дельфина не посетили Горио, даже когда он умирал, и на его похороны цинично прислали пустые кареты. Отец Горио – добрый и великодушный герой, прощающий своим дочерям любую жестокость, но так и не встретивший отзывчивость с их стороны. К сожалению, доброта – вовсе не гарант личного счастья, а иногда даже и условие, при котором счастье недостижимо.
  7. Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Часто случается, что люди с большим сердцем закрывают глаза на жестокость любимых и близких, мирясь с различными обстоятельствами. В романе Уайльда «Портрет Дориана Грея» мы встречаем именно такого героя – художника Бэзила, нарисовавшего тот самый судьбоносный волшебный портрет. Бэзил искренне любил Дориана Грея, а тот, осознав, что все его проступки будут спрятаны на портрете, превратился в развязного и порочного человека. О Дориане Грее ходили ужасные слухи, но Бэзил старался не верить им из-за любви к юноше. Художник по-доброму отнесся к герою, но Дориан совершенно не видел в Бэзиле того ангела, которого, возможно, разглядел читатель. Доброта Бэзила столкнулась лишь с невозмутимой жестокостью Дориана, решившего, что именно художник виноват во всех его грехах. В итоге юноша, так и не оценив великодушия и чувств Бэзила, убил создателя картины, на которой отражается душа героя. К сожалению, не все люди могут ответить добром на добро, поэтому даже добронравный человек не застрахован от жестокого и несправедливого обращения.
  8. Ремарк, «На западном фронте без перемен». Во время войны солдаты не могут обходиться без жестокости – это та обстановка, где доброе сердце может свести с ума. Если эмоционально реагировать на каждую смерть на фронте, не продержишься и дня, поэтому может создаваться впечатление, что все люди, побывавшие на войне, циничны. Но на самом деле, они просто не позволяли себе чрезмерную чувствительность, а у многих еще остается чувство стыда. Например, у главного героя романа Ремарка «На западном фронте без перемен» Пауля. Оставшись с мертвым врагом один на один, он осознает, что убил человека, такого же, как и он, и тогда-то читатель и понимает, какое на самом деле доброе сердце у мальчика, так рано оказавшегося на войне. Но герой не может пойти против системы, военные будни захлестывают его кровью, и в финале он – уже не мальчик, а опустошенный и апатичный мужчина, который погибает также незаметно, как и его противник.
  9. Оруэлл, «1984». Можно ли человеку навязать какое-либо мнение, скажем, путем жестокости? В своей антиутопии «1984» Оруэлл рисует государство, в котором каждый должен придерживаться взглядов партии и превозносить господство Большого Брата. В Океании многое под запретом, в том числе и любовные отношения. Поэтому у Уинстона Смита – главного героя – имеется множество причин всей душой ненавидеть власть. Однако когда героя все же «ловят», его постепенно пытаются переубедить и принуждают отречься от собственного мировоззрения. О’Брайен жестоко мучает героя, побуждая его отказаться даже от любви к Джулии. В конце романа Уинстон приходит к осознанию того, что он предал все, во что верил, и теперь он придерживается идеологии партии. О’Брайен и все государство – образ беспощадных персонажей, готовых на все ради собственной выгоды, а история, описанная в антиутопии Оруэлла – пример того, как жестокость способна сломать добро, живущее в людях.
  10. Голдинг, «Повелитель мух». С виду человек может быть добрым, прилежным и воспитанным, но нет никакой гарантии того, что в экстремальной ситуации он не превратится в жестокого дикаря. В романе Голдинга «Повелитель мух» дети оказываются на необитаемом острове. Все мальчишки из хороших семей, они – юные джентльмены, которые еще никак не могли узнать о жестокости. Однако на острове некоторые ребята становятся настоящими монстрами, готовыми пойти на убийство одноклассников. В мире не так много людей, которые, оказавшись в чрезвычайном положении, смогут ставить нравственность превыше эгоизма и добро превыше жестокости. К сожалению, иногда порядочность и милосердие – это лишь маска, под которой спит темное нутро человека.
  11. Сэлинджер «Над пропастью во ржи». Некоторые люди кажутся циничными и жестокими, хотя на самом деле у них доброе сердце. В своем романе «Над пропастью во ржи» Сэлинджер представляет шестнадцатилетнего Холдена, полного юношеского максимализма. Герой пытается понять, что такое взрослая жизнь, но в то же время он считает старших немного скучными и холодными. Мир детства полон добра, а Холден ищет способ повзрослеть, не потеряв красочное восприятие. В финале произведения юный герой находит ответ, и читатель понимает, что в демонстрирующем себя взрослым и порой циничным герое скрывается добрая душа. Жестокость – это всего лишь маска подростка, который боится проявить истинные чувства.
  12. Камю, «Посторонний». Чем руководствуются люди, когда совершают жестокие поступки? Неужели их сердце молчит, сострадание выключается, и им просто-напросто все равно? В повести Камю «Посторонний» перед читателями встает равнодушный герой, у которого, на первый взгляд, ничто не вызывает эмоции. Мерсо без особого мотива убивает незнакомого человека, а на суде его обвиняют в жестокости, аргументируя это еще и тем, что он не плакал на похоронах своей матери. Герой приговорен к казни, но и это не вызывает в нем эмоций. Он – не машина, просто понимает, что нужно принять то, чего изменить он уже не может. На самом деле он не равнодушный человек, как может показаться, и убийство совершает не из-за жестокости, но остальные люди именно так оценивают поступок «постороннего». А причина его поступка кроется в том, что он повинуется инстинктам, естественному ходу вещей. Звери же убивают друг друга не от жестокости, просто так они устроены, их мир зиждется на законах естественного отбора. Значит, Мерсо уж точно нельзя назвать жестоким человеком, ведь жестокость – это сознательное решение, а наш герой действовал не осознанно, не подвергая свои действия анализу.

Автор: Мария Воробьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector