Анализ стихотворения Владимира Высоцкого «Я не люблю»
Популярный поэт и писатель, актер и певец советского периода, лауреат Государственной премии СССР, Владимир Семенович Высоцкий сочинил более восьмисот пятидесяти стихотворений и около шестисот песен на различную тематику. Он сыграл роли в 28 кинолентах, принял участие в 15 театральных постановках. Творческая деятельность Высоцкого разносторонняя, яркая, снискавшая славу и грандиозный успех. Его сочинения порой резкие, категоричные, они привлекают своей правдивостью, открытостью, откровенностью, жизненностью. Для примера рассмотрим подробнее стихотворение Высоцкого, ставшее песней, «Я не люблю», проведем его анализ по намеченному плану.
Содержание:
История создания
Стих «Я не люблю» В. Высоцкий сочинил в 1969 г. к фильму «Опасные гастроли». Тогда автору исполнилось 30 лет, он был молод, талантлив, имел огромную популярность в творческих кругах той эпохи. Позже эта работа будет звучать в постановке «Свой остров» театра «Современник». А также слова песни переведут на 50 языков, она станет популярной среди советских людей, получит и мировую известность.
Год написания произведения «Я не люблю» стал в судьбе Высоцкого знаковым. В 1968 г. театр, в котором играл Владимир Семенович, подвергся критике и гонениям, а его самого стала преследовать пресса, так как к поэту у правительства возникло большое число вопросов. В журналах принялись критиковать сочинения барда, считая их блатными и пошлыми, так как в них будто бы присутствовала пропаганда нездорового образа жизни, потому что некоторые песни пелись от имени штрафников, пьяниц и других сомнительных и неполноценных элементов общества. Нелестного мнения о творениях Высоцкого было большинство деятелей культуры. Он даже отправил открытое послание, в котором исправил неточности и ошибки прессы. Вероятно, воздействие сложившейся недоброй атмосферы, намерение «залезть в душу» посторонних, чуждых ему по духу людей, привели к тому, что Высоцкий и сочинил такой волнительный стих.
Жанр, размер, направление
Анализируемый текст представляет собой монолог центрального героя. Стиль и настрой делают его похожим на своеобразный манифест с элементами исповеди. В произведении присутствуют откровения главного персонажа, хорошо видны его уверенность в собственной точке зрения, прямолинейность, искренность, можно сказать, мудрость, к осознанию которой так долго и мучительно шел автор.
Многие исследователи творчества Высоцкого считают, что оно относится к песенному жанру, а направление его – интимная лирика, потому что в нем глубоко раскрываются чувства и эмоции главного персонажа, его отношение к дружбе, любовному чувству, своему окружению, к различным событиям, происходящим в мире.
Высоцкого относят к поэтам, творческая деятельность которых пришлась на семидесятые годы 20 века, то есть к шестидесятникам. Для произведений этих авторов были характерны повышенный всплеск эмоций, ярко выраженная чувственность, неидеологическая тематика, тайное осуждение существующей власти. В эпоху хрущевской оттепели творчество поэтов было проникнуто оптимизмом, уверенностью в завтрашнем дне. Хотя потом это ответвление разделилось на конкретных одаренных авторов, творчество каждого из которых отличалось самобытностью и яркостью.
Композиционные особенности
Рассматриваемое поэтическое сочинение имеет кольцевую композицию, на всем его протяжении прослеживается одна и та же идея.
В песне содержится перечисление отрицаний, она говорит слушателю о качествах, явлениях и поступках, чуждых основному персонажу и самому поэту, неприемлемых и презираемых ими, например, «сплетни», притворную «восторженность», трактуемую как проявление лицемерия, насилие и бессилие и иные вещи, существующие в обществе и во взаимоотношениях людей. В стихе Высоцкого виден конфликт между гражданами и страной, а также – между личностью и обществом, прослеживается душевный протест лирического персонажа, выраженный в том, что он не желает просто плыть по течению жизни, слепо подчиняясь происходящим событиям, и поэтому ощущает свою уязвимость и обиду.
Произведение состоит из 8 строф, в которых использованы перекрестная рифмовка и чередования женской и мужской рифм. Поэтический размер, употребленный в нем, – пятистопный ямб. Это двухсложный метр, в которой ударным является второй слог.
Смысл названия
Заголовок «Я не люблю» говорит о личных ощущениях и чувствах поэта, с которыми читатель может быть солидарен, а может не соглашаться, но о чем невозможно умалчивать. В нем заложена тематика всего стихотворения, и он указывает на то, что разговор пойдет о несогласии с чем-либо или неприятии.
Смысл этого вокального произведения заключен в донесении своих личных чувств, принципов взглядов, до сознания слушателей. Фактически каждая строка стихотворения говорит о том, чего автор не приемлет всей душой и что никогда не полюбит.
Высоцкий выражает свое отношение к различным негативным качествам человеческой личности: к циничности, лени, лицемерию, предательству, насилию и беззащитности, к потере чести. Этим поэт демонстрирует свою гражданскую точку зрения. Читая вдумчиво строку за строкой стих, мы замечаем, что Владимир Семенович взыскательно относится не только к обществу, к другим людям, но и к самому себе: он не скрывает собственные слабости, отрицательные черты личности и себя за них не любит тоже. В произведении личное «я» связано с общественным, персонаж считает себя гражданином могучего и великого государства и говорит также и от лица его народа.
Образы и символика
В образе лирического героя в произведении становится сам Высоцкий. Поэт напрямую ни к чему призывает, нет в тексте и обращения к кому-либо. Такой прием дает возможность читательской аудитории самой подойти к правильному выводу, осмыслить его, поразмышлять о сути собственной жизни, своем предназначении, пересмотреть свои взгляды и ценности, сравнить их с авторской позицией.
Поэт представил своего героя молодым человеком – стойким, смелым, честным, высоконравственным, активным. Для него слово «честь» не простой звук, а жизненный принцип.
Тематика, проблематика, настрой
В тесте «Я не люблю» наиболее ярко проступают следующие темы:
- Жизнелюбие и нежелание грустить. Эти темы звучат в 1-ой строфе.
- Ложь и лицемерие. Затрагиваются во 2-ой строфе. Поэт пишет о нелюбви к «открытому цинизму», к беспардонности и чрезмерному любопытству чужих людей, читающих украдкой его письма, а также о своем неверии в восторженность.
- Коварство, предательство, подлость. Об этом говорится в 3-ей строфе. Поэт является противником выстрелов исподтишка («в спину») и стрельбу в упор тоже не приемлет.
- Презрение к сплетням, наветам, почестям, к отсутствию чести. Этой тематике посвящены 4-5 строфы.
- Одинаковая нелюбовь к насилию и к бессилию. Об этом Владимир Семенович пишет в шестом четверостишии. Такая позиция автора свидетельствует о его твердости духа, силе характера.
- Осуждение собственной трусости, сострадание к слабым и безвинно пострадавшим, тяготение к внутренней свободе. Высоцкий высказывает слушателям свое отношение к проявлениям этих качеств в мире, в обществе и в самом себе.
- Прямолинейность и честность. Финальная строфа говорит о том, что поэт не приемлет никаких проявлений притворства, лицедейства в обществе, какими бы большими не были в нем грядущие перемены.
Стих проникнут моральными, духовными и социальными проблемами. Высоцкий замечает дисгармонию в мире и в человеческой душе и пишет об этом резко, категорично, остро, по существу. В тексте нет ни одного лишнего слова, так же, как и лишних выразительных средств. Поэт указывает на порочные качества и черты личности человека, которые он никогда и ни за что ни в ком не примет и уж, тем более, не полюбит. Так Высоцкий подводит своих слушателей к пониманию и осознанию высших ценностей и моральных принципов, которые являются вечными, и поэтому произведение не теряет своей актуальности в любую эпоху.
Главная мысль, идея
Песню «Я не люблю» В.С. Высоцкого можно считать произведением, в котором отражены высокие нравственные принципы и идеи, правильные жизненные ориентиры. При помощи них каждый человек сможет не растратить и даже обогатить свою личность прекрасными сильными качествами: порядочностью, твердостью духа, честностью, уважением к самому себе и к окружающим. Суть анализируемого стиха, положенного на музыку, состоит в демонстрировании нравственного кредо, опора на которое позволит дать справедливую оценку людям и правильно обозначить жизненные приоритеты.
В произведении хорошо прослеживаются ноты протеста против правящего режима и его подходов. Также ясно видна причина этих разногласий между партийными служащими и поэтом. Лирический персонаж выражает протест против постоянного страха, насилия, цензуры, идеологического навязывания в культуре и искусстве, слежки за людьми. Высоцкому были не по душе газетные «утки» и иная пошлая шумиха в прессе, которой он был окружен в то время. В каждой строке его творения отражено то, что было на самом деле, – травля и опала поэта, его преследование. В этом заключается основная мысль рассматриваемого стиха.
Художественные средства и критика
В анализируем произведении можно найти различные выразительные средства и приемы. Наделяют речь яркими образами и особой выразительностью следующие тропы:
- Эпитеты – «фатального исхода», «веселых песен», «распятого Христа», «большие перемены».
- Гипербола: «мильон меняют по рублю».
- Метафоры: «почестей иглу», уверенности сытой», «сломанные крылья».
- Эллипсис: «Я не люблю, когда – наполовину; Или – когда все время против шерсти,/Или – когда железом по стеклу».
- Имеется в стихотворении и антитеза, которая создается с помощью контекстуальных анонимов: «Я не люблю открытого цинизма, / В восторженность не верю…», «Я не люблю, когда стреляют в спину, / Я также против выстрелов в упор», «Я не люблю **насилье и бессилье, – / Вот только жаль распятого Христа», «Я не люблю, когда мне **лезут в душу, / Тем более – когда в неё плюют».
Кроме перечисленных художественных средств в тексте также мы встречаем и анафору «Я не люблю», «Я ненавижу». За счет нее происходит развитие произведения. Имеются в стихе также и инверсии: «Когда веселых песен не пою», «Когда невинных бьют» и другие. При помощи них автору удается верно разместить акценты.
К песням Высоцкого в культурных кругах относились доброжелательно далеко не все. Многие специалисты считали тексты безграмотными, с нарушением грамматических норм, отмечали в них частое присутствие просторечных слов и вообще считали их слишком простыми. Хотя большинство сочинений барда, в том числе и «Я не люблю», много раз было подвержено критике, его творчество получило головокружительный успех, огромную популярность, ушло в народные массы. Высоцкий был очень близок к народу, чувствовал его настроения, стремления, мысли, проблемы и отражал это в своих песнях, ставших впоследствии величайшим творческим наследием.