Анализ стихотворения «Стекло Балтийских вод под ветром чуть дрожало…» (Константин Бальмонт «Мечта»)

Константин Дмитриевич Бальмонт – литератор серебряного века, яркий представитель школы символизма. Опубликовал 35 сборников поэзии и 20 книг прозы. Помимо написания собственных художественных произведений, занимался переводами и литературной критикой.

 

Содержание:

  1. История создания
  2. Жанр
  3. Композиция
  4. Символика произведения
  5. Художественные приемы

 

История создания

Стихотворение «Мечта» вошло в сборник «Под Северным небом». По факту это второй сборник автора, но первый был им лично уничтожен. Почти весь тираж Константин Дмитриевич сжег.

Стихотворения для сборника «Под Северным небом» написаны после неудачной попытки самоубийства из-за разногласий с женой. Именно долгое восстановление, как душевное, так и физическое оставило отпечаток на раннем творчестве автора.

 

Жанр

Произведение «Мечта» это шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой. Лирическое стихотворение можно отнести к интимной лирике поэта. Константин Дмитриевич, для полноты передачи своих чувств, использует стилистику символического импрессионизма.

 

Композиция

Стихотворение состоит из пяти четверостиший. Каждое четверостишье имеет логическую концовку, поэтому произведение легко можно разделить на пять смысловых частей.

Первая часть рисует нам атмосферу, знакомит с персонажами и зарождением привязанности и заинтересованности между ними:

«В двух молодых сердцах мечты любви зажглась…»

Во второй части Бальмонт рассказывает нам о внутреннем мире персонажей, дает возможность заглянуть за ширму их души и понять их чувства:

«Ты мне казалася волшебною загадкой…»

В третьей части  поэт рассуждает о самом чувстве, о прелестях юной непорочной любви:

«Когда две юные души озарены

Мечтой минутною, как чары детской сказки…»

Четвертая часть вновь возвращает нас к первоначальным персонажам, которые таки и не сказали друг другу ни слова:

«Но был наш разговор без слов красноречив…»

В заключительной части Константин Дмитриевич словно ускоряет время и отправляется в далекое будущее, где уже нет юности и робости. Именно в этом будущем ему и не хватает чистого и невинного юношеского чувства:

«… Теперь другую страсть, страсть знойную, лелея,

Я более пленен той чистою мечтой…»

 

Символика произведения

Стихотворение «Мечта» рассказывает нам о ценности юношеских переживаний и впечатлений. Поэт неспроста сравнивает юное, чистое и недостижимое, которое так его очаровало со страстью настоящего. Именно первое чувство смогла укорениться в сердце лирического героя, подарить незабываемые впечатления, которые он смог пронести с собой через всю жизнь и так и не найти ему замены.

Именно благодаря тому, что все происходит в воображении персонажа, в его домыслах и догадках, складывается образ волшебной мечты. Константин Дмитриевич воспевает эту мечту и отдает ей почести в своем произведении.

 

Художественные приемы

  • Эпитеты: «волшебная загадка», «детская сказка», «чистая мечта», «знойный Юг»:
  • сравнения: «знойный Юг – бледный Север»;
  • олицетворение: «мечты зажглись»;
  • метафоры: «влюбленный взор»,  «молодые сердца», «юные души»

 

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector