Анализ стихотворения «Скифы» (А. Блок)

События Первой мировой войны нашли отражение в произведениях многих писателей. Не остался в стороне и А.А. Блок. Его поэма «Скифы» актуализирует многие проблемы, решение которых необходимо для воцарения мира на земле.

История создания

«Скифы» — одно из последних произведений, созданных А. Блоком. Написано оно было в течение нескольких дней и уже через неделю увидело свет в газете «Знамя труда». В отличие от «Двенадцати», Блок эту поэму читал на публике, выступление его состоялось в зале Технологического института в 1918 году.

Поэма создавалась в тяжелый для страны период – военный и революционный. «Скифы» были реакцией поэта на безрезультатные переговоры о мире с Германией. Блок остро переживал события 1917-1918 гг.., о чем писал в дневниках и чему посвящал произведения.

Эпиграфом поэме служат строки из стихотворения Вл. Соловьёва «Панмонголизм».

Жанр, размер, направление

«Скифы» относятся к жанру поэмы. В произведении присутствуют эпические и лирические черты, что делает его многогранным. Поэма по определению жанр эпический, это позволяет Блоку развёртывать мысль о роли России в мире на материале эпохальных для страны событий. Написаны «Скифы» разностопным ямбом, что делает стихи энергичными и чеканными. Именно ритм позволяет поэту придать тексту побудительный характер.

Не обходится здесь и без политического контекста, что отсылает к направлению гражданской поэзии. Эта традиция в русской литературе восходит к таким авторам, как Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский.

Смысл названия

В поэме развивается направление, заданное философом Вл. Соловьевым в 1894 году, — панмонголизм. Это движение ратовало за идею объединить все монгольские народы в единое государство, более мощное, чем Европа, способное на возмездие.

Не только эпиграф к поэме, но и её название несёт в себе отсылку к идеям мыслителя. Скифы – это наименование древних кочевых племен, от которых произошли многие современные народы. Смысл названия заключается в обращении к исторической памяти. Блок требует, чтобы мы знали, кто мы есть, кто наши предки. Важно понимать, что принадлежность к Востоку, к дикой необузданной «азиатчине» не есть недостаток, не то, чего следует стесняться. Именно здесь таится наша сила.

Образы и символы

С первых строк поэмы Блок создает образ азиатского народа – скифов. Неслучайно он противопоставляет слову «миллионы» — «тьмы», употреблявшееся в отношении татаро-монгольской орды. Скифы яростны, полны отваги, копившейся веками.

Черная кровь символизирует родство, единство нас и этого древнего народа. Черный цвет также не случаен: он означает злость, желание отомстить, взбунтоваться.

Вслед за этим представлением о народе возникает образ Сфинкса. Это мотивировано двумя факторами: загадочностью и миссией хранителя. Традиции скифов уходят корнями в далёкие века, потому ментальность этого этноса непонятна для европейца. Блок уверен, что им до сих пор свойственны стихийность и архаичное мировоззрение:

Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых…

Темы и проблемы

Тематика и проблематика произведения имеют эпический размах.

  • Народ. Тема народа заявлена в первых строках поэмы. Поэт говорит о единстве, сплоченности, связи поколений. Именно народ в целом, а не человек в отдельности важен для автора, ведь он призывает вспомнить то, что нас объединяет – родство, кровные узы, сила и страстность менталитета.
  • Достоинство. Блок пишет о народе, который не утратил своей гордости, умения постоять за себя и проявить себя, несмотря на бесконечные унижения, которые пришлось претерпеть. Более того, сопротивление аккумулировалось и само стало угрозой для угнетателей.
  • Мир. Поэт заявляет, что мы, скифы, отказываемся от нашей исторической роли – защиты Европы от врагов с Востока. Государство больше не желает сохранять мир для тех, кто этого не ценит.
  • Эдип. Не случайно автор обращается к мифу об Эдипе. Блок предупреждает, что дерзкое игнорирование предначертанного может обернуться катастрофой. Европа, подобно античному персонажу, в шаге от непреднамеренного совершения рокового преступления.

Идея

Поэмой «Скифы» А.  Блок как бы подводит черту под страшными событиями Первой мировой войны. Главная мысль произведения заключается в том, что мир хрупок, его легко разрушить, порой даже неумышленно. Ни у одного народа нет права доминировать над другим. «Старый мир», построенный на иерархических принципах, погибнет, если не откажется от консервативных воззрений.

Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем — братья!

Смысл поэмы в том, чтобы предупредить всех о надвигающейся новой силе, силе народа, с которым Европе придётся считаться, иначе грядет катастрофа.

Средства художественной выразительности

Для придания большей звучности, музыкальности и образности поэме Блок использует различные художественные приёмы:

  1. Сравнения. Автор сравнивает гордых скифов с послушными холопами, подчеркивая покорность народа и верность своему историческому долгу – беречь Европу от монголов. Сама же западная часть континента сравнивается с Эдипом, которому было предначертано совершить неисправимые ошибки. Главная функция этого сопоставления – предупреждение. Россия же сравнивается со щитом.
  2. Эпитеты. Яркие эпитеты помогают создать цельные, неповторимые образы. Таковыми являются противопоставленные скифы и Европа. Первых Блок называет азиатами «с раскосыми и жадными очами», а лиру этого дикого народа – варварской.
  3. Метафора. Ключевая метафора поэмы – «братский пир». Это перемирие, к которому призывает поэт. Сфинкс – тоже метафора, означающая таинственность, загадочность скифов.
  4. Антитеза. Это один из основных приёмов. Противопоставление проявляется как на микро-, так и на макроуровне текста. Например, противопоставление цивилизованной, развитой Европы и необузданных скифов, а «стальные машины» запада противопоставляются дикой монгольской орде. Поэт рассматривает и два исхода назревающего конфликта: братский пир или война. На микроуровне текста антитеза звучит в первой строке второго катрена – век-час.
  5. Анафора. Анафора встречается в начале девятой и десятой строф, варьируются лишь глаголы «помним» и «любим». Также этот приём используется в последнем четверостишии, что делает финал торжественным.

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector