Анализ стихотворения «Сияла ночь…» Афанасия Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся русский литератор, великий поет 19 века. В жизни у автора было много драм, но при этом его произведения всегда пронизаны душевным теплом и гармонией.
В основном Афанасий Афанасьевич свою лирику посвящал природе, любви и искусству.
Содержание:
История написания
Первоначально стихотворение «Сияло ночь» автор назвал «Опять». Стихотворение написано в 1877 году и явно посвящено женщине. В мыслях о том, кто же эта таинственная незнакомка, исследователи творчества Афанасия Фета расходятся во мнениях.
Одна группа исследователей считает, что стихотворение посвящено бывшей возлюбленной – Марии Лазич. Поэт сам порвал свои отношения с возлюбленной, так как был лишен дворянства и наследства, из-за чего не мог предложить Марии достойное будущее. После разрыва девушка погибла, а Афанасий Афанасьевич до конца жизни винил себя в этом.
По второй версии принято считать, что стихотворение посвящено сестре жены Толстого – Татьяне Кузминской. Афанасию Фету посчастливилось повстречать Татьяну на одном из музыкальных вечеров, где поэт был просто очарован ее пением.
Жанр
Стихотворение написано шестистопным ямбом с перекрестной рифмой. Произведение относится к любовной лирике автора, в которой не затрагиваются общественные и политические темы.
Композиция
В стихотворении четыре четверостишья, которые по смыслу можно поделить на две части.
Первая часть рассказывает читателю о прошлом, о любви, которая только начиналась. Тут представлена любовь, в которой еще было доверие и не было обид и разочарований. Автор говорит:
«Что ты одна – любовь, что нет любви иной
И так хотелось жить…»
Во второй части автор говорит про встречу с любой после долгой разлуки. Уже нет былого доверия, в их отношениях появилась боль и недопонимания, но встреча так похожа на их прошлое, что утягивает в воспоминания и бесплотные надежды:
«Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки…»
Символика произведения
Стихотворение «Сияла ночь…» открывает нам дверь в сердце и чувства автора. Это стихотворение о потерянной любви к женщине, с которой ему пришлось расстаться, но расстаться не значит забыть.
Произведение пропитано грустью, но в то же время олицетворяет самое чистое, что есть в мире – истинную любовь, которой не страшна разлука и время.
Художественные приемы
- Олицетворение: «струны дрожали», «лежали лучи»;
- эпитеты: «тиши ночной», «рыдающие звуки», «жгучая мука»;
- метафора: «сияла ночь» «жить, чтоб звука не ронять»;
- эпифоре: присутствует в конце каждой смысловой части