Анализ стихотворения Сергея Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
Творчество знаменитого отечественного поэта С.А. Есенина знакомо большинству российских читателей и не только. Его лирика получила широкую популярность далеко за пределами России. Поэт прожил короткую, но яркую и насыщенную непростыми, порой трагическими событиями жизнь и создал множество прекрасных стихотворений, в которых центральное место отводится патриотической тематике – теме любви к Родине и к родной природе. Примером такого произведения стал его стих «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Он весь проникнут патриотизмом. В нем Есенин показал, как сильно и глубоко он любит свою Отчизну, русскую природу. Литерагуру предлагает анализ этого стихотворения по плану, который поможет подробнее разобраться в смысле поэтического текста, в чувствах и мыслях автора, а также в композиционных и художественных особенностях авторской работы.
Содержание:
История создания
Стихотворение «Спит ковыль…» было написано Сергеем Есениным в середине 20-х годов прошлого века, а именно, в 1925 г. Спустя полгода, по официальной версии, поэт совершил суицид в гостинице «Англетер», повесившись. То есть, в то время у поэта был отнюдь не позитивный настрой, скорее, наоборот. И тому причин было много. Не секрет, что к тому времени поэт был болен алкоголизмом, из-за чего его психика была нарушена. Подливало масла в огонь и его разочарование в прошедшей революции, изменившей всю страну. Причиной разочарования являлось то, что молодое государство шло не так, как ему завещали лозунги революции, а скорее, наоборот. Многие процессы, запущенные новым государством, приводили к опустошению и вымиранию сел и деревень, которые, как известно, для Есенина были очень близкими и родными, он был к ним неравнодушен. И это неравнодушие находило свое отражение в творчестве поэта.
В печать стихотворение вышло сначала в ежедневном журнале «Бакинский рабочий», а потом и в более широко известном в узких кругах «Огоньке».
В стихотворении автор философствует над сложившимися устоями в новом государстве и, помимо этого, обозревает результаты своей жизни. Кроме того, на него очень давила цензура. Не тем, что она была, а тем, что она вообще не давала хоть какой-нибудь свободы слова в том виде, в каком она была до революции.
Жанр, направление, размер
Нашему вниманию представлено произведение, которое является примером не обычной лирики, а философской. Ведь в нем автор поднимает серьезные проблемы, которые наблюдает и в государстве, и в народе.
Однако стихотворение может представлять и гражданскую лирику, ведь автор, помимо вышеупомянутого, пишет еще и о том, какую роль играет в народе поэт, о патриотизме, и том, какова позиция гражданина нового государства.
Произведение не лишено и пейзажной лирики. Это отличительная черта Сергея Есенина, он очень любил природу.
По размеру стих состоит из хорея с перекрестной рифмой, что придает ему большую выразительность и динамику.
Творчество поэта обычно относят к Серебряному веку в литературе, конкретно – к поэзии нового крестьянства, что заметно по темам, которые поднимаются в его произведениях, и стилю написания.
Композиционная структура
У произведения кольцевая композиция, так как в начале и финале автор выражает одну мысль – а именно, свою любовь к Отчизне, он говорит, что ему не надо другой страны.
В шести четверостишьях, из которых состоит текст, нет сюжета, однако, все части имеют взаимосвязь. Так, первое четверостишье – это размышление о природе, которую автор одушевляет. Есенин утверждает, что для него нет страны, которая может заменить ту, в которой он родился и рос.
Потом автор размышляет о непростой участи его любимой Родины. Он говорит, что новое в этом государстве его теснит, относится к нему враждебно, однако, на его творчестве такая позиция никак не сказывается. Есенина называли певцом золотой избы, и со смертью старой России ему более ничего не оставалось, как завершить собственный жизненный путь одновременно с ней.
Образы и символика
Произведение полно различных образов, благодаря чему мысль, содержащаяся в нем, раскрывается более разнообразно и объемно.
- Главным в тексте является образ России. Сергей Александрович прямо говорит, что далеко от дорогой ему равнины не сможет ужиться и свои родные окрестности всегда будет помнить, чего бы иного ему не предлагали взамен. Однако, описывает автор родимый край не так спокойно и непринужденно, как прежде. Теперь описание наполняется гнетущей и мрачной атмосферой, в которой нет места былой беззаботности и теплоте. Поэт показывает, что его любовь парадоксальна, ведь ему приходится нести свое чувство вопреки сложившейся обстановке, невзирая на проблемы, которые эта обстановка создает. Ведь автор был родом из сельской местности, а по деревням в 20-х годах сильно ударила политика страны, убивая их. Также Есенин утверждает, что это чувство знакомо каждому человеку в России.
- Немалую роль занимает образ лирического героя, ведь в нем поэт выразил все свои внутренние переживания и страдания. Мы видим Россию его глазами и узнаем, почему он может умирать со спокойной душой. Мы видим ярое неприятие им того разрушения деревень и сел, которое несет новое государство, однако, герой не хочет мешать новому укладу укореняться в жизни. Он и не мешает, а просто смиренно принимает свой конец, вместе с концом прежней России. Так уже бывало раньше, и из-за этого мы видим отсылку к творчеству Некрасова, а именно – к его произведению «Кому на Руси жить хорошо?». В принципе, нужно сказать, что Есенин – преемник Некрасова, который так же не смог найти счастье в родной стране, как и его предшественник.
- Имеется в тексте и образ юности – поэт говорит, что она брызжет новизной на все, что было для него родным и близким. Юность в глазах автора – это будущее, в котором он видит мало хорошего, так как она для него враждебна.
- Образ журавлиного крика тоже имеет большое значение в тексте. Эти птицы на зиму улетают на юг, чтобы пережить там время холодов. А человек, в отличие от журавля, не может покинуть родную землю, как бы трудно ему на ней не было. Провожая глазами журавлиный клин, он не сможет разлюбить «отчие поля» и отправиться вслед за журавлями на чужую землю.
Свою гражданскую позицию Есенин выражает просто – она заключается в самоустранении, он решил остаться с уходящей страной, не видя своего места в новом, чуждом для него мире.
Темы и проблематика
В стихе автор поднимает ряд актуальных для него тем и проблем.
- Центральной темой произведения является искренняя любовь к Родине, так как поэт был очень крепко связан духовно именно с той страной, в которой он родился и рос, и по порядкам и укладу которой происходило его становление как личности. По этой причине Есенин и решил умереть вместе с ней, подобно нашим предкам-славянам, которые хоронили супруг вместе с их погибшими мужьями. То есть, он остается верен той, старой России, даже умирая.
- Поднимается и тема творчества Есенина. Он сохранил верность тому, что сделало его знаменитым – своему вдохновению, музе, которую символизировала изба. Поэтому он не следует новым тенденциям.
- Есть тема смирения. Автор был, как ни странно, верующим человеком. Свой крест он нес спокойно и смиренно. Все, чего он хочет – это лишь умереть спокойно. Есенин не вступает в борьбу с новью, чтобы не явить в этой борьбе жертв. Несмотря на негативные последствия от нови, поэт не меняет своего отношения к своей Родине. Государство может быть разным, но Родина – она одна, и всегда ей остается, чтобы не случилось.
Проблемы в произведении следующие:
- Остро стоит проблема жизни русских людей. В произведении много негативных образов, которые символизируют Родину в представлении поэта, из чего мы видим, что русская жизнь – тяжелая. Однако он не только тосковал по старому укладу, но и радовался, как это ни странно, новому времени.
- Новое время с его новыми порядками – это тоже проблема, которая заключается в своей враждебности к лирическому герою произведения. И такой враждебностью она наталкивает его на принятие рокового решения.
Основная мысль, идея
В произведении кроется глубокий смысл. По сути, в нем поэт подводит итог своей жизни и своего творческого пути.
Он считает, что лучше умереть вместе с тем, что привычно и радует сердце, чем жить с тем, что гнетет и убивает привычное. Он не хотел видеть, как умирает под ударами «нови» привычная ему крестьянская Россия. И он считал, что ему нет места в мире, который меняется из-за этой самой «нови».
Художественные средства
Тропов, которые усиливают выразительность, создают определенный эмоциональный настрой, в произведении много. Имеются эпитеты, метафоры, олицетворения.
- Эпитеты — «равнина дорогая», «золотой бревенчатой избы», «окрик журавлиный», «отчие поля» и иные прилагательные. Они создают конкретный настрой в тексте.
- Метафоры — «свинцовой свежести полынь», «чужая юность брызжет новью» – оживляют пейзажи и другие поэтические образы, делают их яркими, выразительными и драматичными.
- Олицетворения – «спит ковыль», «плачут вербы», «шепчут тополя» и другие сочетания – придают природным образам еще большее оживление, наполняют их лиричностью, душевностью, а в сумме это все дает ощущение умиротворения и покоя.
Так с помощью этих и иных выразительных средств и приемов Есенин выражает свою искреннюю любовь и преданность России, демонстрирует неразрывную связь со своей страной, с родной природой. Своими чувствами автор этого стихотворения делится со своей читательской аудиторией.