Анализ стихотворения «Полюбил бы я зиму…» («Снег» И. Ф. Анненский)

Иннокентий Федорович Аннеский – поэт, драматург и критик серебряного века. Первым примкнул к течению футуризма в русской литературе.

Писать стихи начал еще в детстве, но первый сборник выходит только когда Иннокентию Федоровичу исполняется 49 лет. Его стихотворения повлияли на творчество Анны Ахматовой и Пастернака. Стихотворение «Снег» вышло во втором сборнике автора, и было опубликовано уже посмертно.

 

Содержание:

  1. История написания
  2. Жанр
  3. Композиция
  4. Символика произведения
  5. Художественные приемы

История написания

Стихотворение «Полюбил бы я зиму…» было написано в последний год жизни автора 1909 году и имело пять вариантов. Выбрав лучший, поэт отложил его в папку. Издал же последние стихотворения Анненского его сын – Валентин Кривич, уже после смерти отца в 1923 году.

Примечательно, что автор очень любил зиму и стихотворение «Снег» совершенно не похоже на остальные, ведь в нем скользит непреходящая грусть. Как считают исследователи творчества Иннокентия Федоровича, такая грусть свидетельствует о предчувствие скорой смерти, которое испытывал автор.

Жанр

Стихотворение «Полюбил бы я зиму…» написано двустопным анапестом с перекрестной рифмовкой.

Данное произведение можно отнести к психологическому символизму, который был типичен для автора с его нотками романтизма и разнообразными  эпитетами.

Композиция

«Полюбил бы я зиму…» состоит из пяти четверостиший, которые по смыслу делятся на две части.

В первой части автор рассуждает о природе зимы, о ее суровости и сравнивает ее с зимой человека – старостью. Его строки наталкивают на размышления о неизбежности прихода этой поры:

«Эта резанность линий

Этот грузный полет…»

Вторую часть Иннокентий Федорович посвятил только снегу, его любви к нему, как к источнику будущего покоя:

«Он ложится усталый

На скользящий обрыв…»

Последние четверостишье исследователи творчества поэта склонны выделять в третью часть, хоть оно и не выбивается из общей концепции. Последние строки автора наводят на мысль о прощании и предчувствии скоро ухода, с которым Анненский решил смириться:

«На томительной грани

Всесожженья весны»

Символика произведения

Как и большинство стихотворений автора, «Снег» автобиографичная лирика.  Здесь автор уходит в глубокие рассуждения о неизбежности старости – «зимы», как в природе, так и в жизни человека. Анненский говорит «Полюбил бы я зиму…», тем самым пытаясь смириться со старостью, но у него не получается, ведь она «тяжкая обуза».

Поэт говорит о «нищенском синем», на самом деле он говорит о духовности (синий символ духовности), которая еще не развилась для своего дальнейшего пути.

Иннокентию Федоровичу чужды его недомогания, и пытаясь от них отречься, он уходит в воспоминания, украшая их такими эпитетами: «сиреневый снег» (сиреневый – это весна, беззаботность и юность), «от заоблачных нег».

Заканчивается же стихотворения принятием и даже желанием закончить свой земной путь ведь дальше, по мнению автора, его ждут только «заоблачные сны».

Таким образом, можно сказать, что Иннокентий Федорович наследуя французский символизм, посвятил свое стихотворение тоске и смерти. Именно тоска о былом и предчувствие скорой смерти влияло на позднее творчество автора, и именно благодаря творчеству он пытался справиться со своими грустными мыслями.

Художественные приемы

  • Цветовой символизм: «сиреневый снег», «нищенский синий»;
  • разнообразие эпитетов: «непорочные сны», скользящий обрыв», грузный полет»;
  • метафоры: «заплаканный лед», «всесожженья весны».

 

 

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector