Анализ стихотворения «Поэт» М. Ю. Лермонтова

Каждого человека в определённый момент жизни начинает мучить вопрос своего предназначения, важности результатов проделанного труда для общества. Для творческих людей этот вопрос стоит еще острее, ведь, становясь кумирами миллионов, они чувствуют особую ответственность перед читателями. Исключением не стал Михаил Юрьевич Лермонтов, который в стихотворении «Поэт» представляет своё видение предназначения поэта и поэзии.

История создания

Ключевым этапом в творческой жизни Лермонтова становятся 1837-39 годы. В это время он пишет первое значимое произведение, открывшее ему двери в свет и сформировавшее вокруг него определённую литературную репутацию, — «Смерть поэта», приуроченное к гибели Пушкина. После литературного успеха на молодого поэта возлагаются огромные надежды, которые он с гордостью оправдывает, выпуская свои известнейшие произведения.

В это же время Михаил Юрьевич ищет своё предназначение в поэтической жизни, чему посвящает стихотворение «Поэт», написанное в 1838 году.

Жанр, направление и размер

Отнести данное произведение к какой-либо жанровой принадлежности сложно: можно рассматривать как послание (обращение к определённому лицу или группе лиц).

Стихотворение относится к философской лирике. Он излагает своё собственное мнение о предназначении поэта, и каждый сам решает, соглашаться с ним или нет.

Композиционно произведение делиться на две части с неким объединением в конце (первая состоит из шести четверостиший, вторая из пяти), написанные перекрёстной рифмой с чередованием шестистопного и четырёхстопного ямба.

Образы и символы

В произведении фигурирует два главных образа: грозный кинжал, ржавеющий в пыли, и поэт, утративший своё предназначение. Их на протяжении всего стихотворения сравнивает автор, показывая их схожую участь — уйти в забвение или висеть на потеху без практического применения.

Лирическим героем выступает сам Лермонтов, рассуждающий над важной для него темой – предназначения поэта. Каким в идеале должен он быть? Видимо, кинжалом в действии – разящим на смерть и обладающим грозной красотой.

Темы и настроение

  1. Назначение поэта и поэзии для общества – основная тема в стихотворении «Поэт» для Михаила Юрьевича. Автор показывает, что влияние мастеров слова на общество и их важность очень высоки.
  2. Так же он продолжает важную для себя мысль презрения к молодому поколению за безразличие ко всему, что происходит вокруг.
  3. Лермонтов огорчён тем, что мечта об истинной цели поэтического искусства становится более несбыточной. Финал стихотворения — это призыв к поэтическому пробуждению, ведь сила поэзии, как и сила кинжала, может сразить наповал.

Идея

Основная мысль стихотворения – утрата юными поэтами их истинного назначения. Тридцатые годы XIX века — время, когда общество находится в застое, для молодых людей отсутствуют духовные и нравственные идеалы, Лермонтов это чувствует и, как истинный творец, не принимает происходящего.

Стихотворение «Поэт» — протест инертному обществу, в нём красной нитью проходит главная мысль о высоком предназначении поэта, смысл деятельности которого сводится к борьбе с застоем умов и падением высоких нравов в обществе.

Средства художественной выразительности

В основу произведения положено развёрнутое сравнение: поэт и кинжал сопоставляются по своему прямому назначению. Язык настоящего стихотворца, как и остриё рабочего кинжала, способен наносить точные удары по проблемам общества. Однако бездействующий клинок и подкупный, равнодушный или же пустоголовый рифмоплет выполняют только декоративную функцию.

В стихотворении также использовано большое количество эпитетов (кинжал – золотой, надежный, таинственный, заброшенный, бесславный и безвредный). Поэт – мыслей благородных, осмеянный пророк, простой и гордый язык. Эти средства выразительности способствуют более острому восприятию сопоставляемых понятий.

В финале произведения Лермонтов использует метафору, сравнивая ветхий мир, прячущий морщины под румяна, со своим временем, в котором он жил и творил.

Среди других изобразительно-выразительных средств можно отметить аллитерацию (была б ему богатая резьба), инверсию (наезднику в горах служил он много лет) и риторические вопросы.

Автор: Кирилл Смирнов

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *