Анализ стихотворения «Перемена» (Б. Л. Пастернак)

Б.Л. Пастернак родился в Москве 29 января 1890 года, первые стихи он написал после поездки с семьей в Италию. По всей видимости, автор в тот момент испытывал весьма противоречивые чувства, ведь он находился под впечатлением от прекрасной Венеции, но в то же время был глубоко огорчён отказом, полученным от любимой, которой он сделал предложение. Эти стихи были ещё по-юношески незрелыми, но, в то же время, весьма содержательными и насыщенными. После возвращения в Россию он стал участником ряда литературных кружков, в том числе таких, как «Лирика» и «Мусагет». На первых шагах карьеры его привлекает символизм и футуризм, но уже немного позже Пастернак выберет свой, особенный, независимый от других литературных объединений путь.

История создания

«Перемена» оформлена в, возможно, наиболее счастливое время жизни Бориса Леонидовича – за год до издания и непосредственно перед написанием одного из самых известных романов Пастернака, да и вообще русской литературы XX века — «Доктора Живаго», в 1956 году. В тот период, который принято считать периодом позднего творчества писателя, он проживал в Переделкино. Там он работал в писательском посёлке, среди леса и вблизи огорода, наслаждаясь признанием со стороны власти, ведь далеко не каждый деятель искусств получал от нее привилегии в виде казенной дачи. Конечно, это время скоро пройдет, и на литератора обрушится критика лишь за то, что его удостоили еще более почетной чести, но уже за рубежом.

В этот год Пастернак творил невероятно много, как будто пытаясь успеть издать как можно больше произведений перед выдвижением на Нобелевскую премию, которую он получил в 1958 году. Видимо, домашний уют вкупе с весьма неоднозначными семейными обстоятельствами (у Пастернака в этот период было фактически две семьи) шли только на пользу творчеству.

Жанр, направление, размер

Влияние символизма с характерными для этого литературного течения сложными рифмами, не всегда и не в полной мере понятными образами  и метафорами заметно в довоенных стихах Пастернака. Но, в дальнейшем – в период войны его стиль предаётся ряду значительных изменений: стихи становятся легче, понятнее и намного проще для восприятия. Такова и «Перемена».

Жанр «Перемены» необычен, оно относится к медитативной лирике. Стихотворение оформлено четырёхстопным ямбом – не самым распространённым стихотворным размером, а для созвучия автор выбрал перекрёстную рифму.

Можно также с уверенностью сказать, что это не просто стихотворение, но дума, то есть размышление поэта на философско-социальные темы. В то же время не стоит называть данный текст элегией только из-за его грустного содержания с выраженными мотивами разочарования.

Композиция

Произведение состоит из двух частей. Первая, включающая в себя 4 катрена, показывает читателю, как главный герой повествования вёл себя раньше («Я льнул когда-то к беднякам»), что он считал верным («Я дармоедству был врагом») и как за это его характеризовало окружение («Меня считая тоже рванью»).

В свою очередь вторая часть, состоящая из 2 катренов, обращает внимание читателя на изменения, произошедшие с автором («И я испортился с тех пор»), и к чему это привело.

Образы и символы

  • Центральный образ стихотворения – это сам лирический герой, перемены, которые происходили с ним в течение долгого времени и то, к чему эти перемены его привели. Он был знаком с разными слоями общества, но лишь среди бедняков находил правдивую жизнь без ложных прикрас. Его считали тоже рванью – и это он считает честью для себя, ведь лучше быть прямодушным и свободным нищим, чем дармоедом, наживающемся на простом люде.
  • Чердак без занавесок – это символ нищеты, которая раньше была до боли знакома герою. Уклад подвалов – тот свод неписанных законов, которым подчиняются бедняки. Он весок, потому что под ним скрыта правда жизни. Только в его рамках человек был честен и не прикрыт лицемерием и декорациями мещанской усредненности.
  • Образ «голи перекатной» — это отражение достойного трудового народа, который честно и тяжело работает во благо всего общества. Его противопоставляет автор благородной публике, которая живет фальшивой паразитической жизнью, и мещанству – тому, во что превратились нищие герои после того, как свергли «дармоедов». Сытость и тяга к наживе передались и им.
  • Образ обновленного лирического героя – это отражение его стыда за свой обеспеченный образ жизни, который портит его здоровую натуру. Теперь быть бедным – это позорно, как говорят мещане. И он, повинуясь этим «корчам», разочаровывается в себе, в окружении, в своих идеалах.

Темы и настроение

  1. Пастернак родился и рос в семье интеллигентных и весьма обеспеченных людей, то есть, по его собственному выражению, «с барством был знаком». И, как большинству подростков, ему виделась некоторая фальшь в этой не агрессивной и миролюбивой обстановке. Возможно, в его сознании появилась иллюзия, что простые, не обременённые «деньгами и положением» люди чаще, если не постоянно, говорят то, о чём думают, а соответственно, будут ближе и приятнее в общении. В этом утверждении автор поднимает тему честности. По его мнению, она возможна лишь там, где мерило человеческой ценности – это труд, а не положение в обществе.
  2. Тяга к простым «работягам» была естественна в среде молодых интеллигентов того времени, при том, что в среде общения поэта были представители различных сословий, именно эта неоднозначность в выборе круга общения и является основой произведения. А вот основная тема – это противопоставление честных трудовых людей благородным дармоедам и сытым мещанам. Когда-то бедность не была стыдной, он высоко чтил ее и искал в ней высокие идеалы. Но со временем и ее опошлили, и ее запутали в хитросплетениях слов. В обществе теперь стыдно быть нищим. Сытость возведена в идеал. В данном изменении автор намекает на то, что революция напоролась на то, за что боролась. Прежние работяги и борцы за справедливость стали прижимистыми мещанами, которые осудили и свое героическое прошлое, и свои прежние достоинства, объявив все это позорным. Поэт и сам стал таким, и теперь он поднимает в своем стихотворении тему стыда и разочарования в себе.
  3. Проблема доверия тоже поднимается в тексте. Пастернак осознал, что простоту и даже искренность окружающие люди могут использовать для собственной выгоды, не считаясь с интересами окружающих. Как и большинству людей, автору становится всё труднее разобраться: кому же доверять в этом неоднозначном и противоречивом мире, в котором подчас невозможно понять, кто является другом, а кто – только называется им, ожидая удобного момента, чтобы воспользоваться своим положением. Пастернак осознаёт, что не может доверять своим старым знакомым, и это осознание ведёт к печали и вызывает чувство безысходности.

Идея

Смысл стихотворения в том, что бедность не является синонимом человечности, равно как и состоятельность не означает непременного «дармоедства». Прежние добродетельные нищие, отвергнутая обществом рвань, после революции получили силу и средства. Их честность сменилась той же фальшью, с которой они боролись. Их новые идеалы – это та же сытость, то же лицемерие, те же алчные побуждения. Они стали теми же дармоедами, которых так презирали. А основная мысль обжигает своей откровенностью после прочтения произведения – «предать может любой», но остаётся открытым вопрос, на который автор не смог дать однозначный ответ на строках этого стихотворения – «Кому же можно доверять?».

Стихотворение «Перемена», по всеобщему мнению, одно из тех произведений Пастернака, где он больше философ, чем поэт. Удивительно, что оно было создано в то время, которое, возможно, следует называть самым счастливым в его нелёгкой жизни. Ведь общий фон, подбор слов и средств выразительности, а в особенности печальный вывод никак не свидетельствуют о безоблачном настроении автора.

Средства художественной выразительности

В этом стихотворении слог поэта столь же «осязателен», как описываемый им уклад бедняков. Речь не изобилует тропами. Использование таких просторечных выражений, как «голь», «дармоедство» и «рвань», подчеркивает, что речь идет о жизни «без помпы и парада» и усиливает иронию в первых четырех строфах. Осмелюсь сказать, что поэт использует элементы гротеска – изображения людей и явлений в уродливо-комическом виде, основанные на резких контрастах и преувеличениях.

Яркая метафора во второй части стихотворения: «И я испортился с тех пор…», как переход к печальному выводу, который делает для себя автор: «Я человека потерял…». Повторы однокоренных слов в последней строфе: доверял – не верен, потерял – потерян – лишь усиливают впечатление от прочитанного.

Автор: Константин Лукановский

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector