Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Нежнее нежного…»

Для некоторых из нас поэзия отечественного автора Осипа Мандельштама , представителя Серебряного века, является малоизвестной. Но она по-своему уникальна,  совершенна и так же, как и творчество других российских литераторов, заслуживает должного внимания и интереса читательской аудитории.  Произведения Мандельштама – это своеобразные пейзажи, философские раздумья над различными событиями и случаями в жизни.  Есть в его творчестве и образцы любовной лирики. На сайте Литерагуру имеется анализ одного из таких стихотворений Осипа Мандельштама,  которое называется «Нежнее нежного…». Анализ произведен по намеченному плану.

История создания

Произведение О. Мандельштама «Нежнее нежного…» было создано в 1909 г. В 1913 г. оно вошло в его дебютный поэтический сборник «Камень», который затем переиздавался еще в 1916 г. В этой книге переплелись детские мысли и юношеские переживания поэта. На тот момент он, как и лирический герой его стиха, находился на переходном этапе – автор вступал на путь взрослой жизни, был очень взволнован и растерян.

Накануне 1910 г. Мандельштам завершает учебу в Тенишевском училище, потом отправляется в путешествие по европейским странам – Швейцарии, Франции, Италии. Он посещает встречи с Вячеславом Ивановым, теоретиком символизма, а в 1909 г., осенью,  получает образование в Гейдельберге. На протяжении двух семестров Мандельштам занимается изучением философии и романских языков. Помимо учебы, он принимает активное участие в культурной и политической жизни России, знакомится с тайнами окружающего его мира, испытывает первое чувство влюбленности.

По одной из существующих гипотез,  рассматриваемый нами стих поэт посвятил М. Цветаевой. Но с ней Мандельштам познакомился гораздо позже в 1916 г. Есть еще одна гипотеза по поводу того, кому посвящено это стихотворение.  Наиболее вероятно, Мандельштам посвятил свое творение девушке, с семьей которой он в 1909 г.  жил  в Выборге по соседству. В то время поэту было 18 лет, и он впервые влюбился. Произведение проникнуто этим  волнительным чувством, а также в нем автор восхищается красотой и загадочностью своей юной соседки.

Жанр, размер, направленность

Произведение «Нежнее нежного» является образцом любовной лирики.  В нем поэт описывает девушку, ее внешний вид и поведение. Судя по тому, какое дается описание – теплое, восхитительное, можно утверждать, что лирический герой  и автор испытывают  к ней особые душевные чувства, девушка им небезразлична. 

Хотя Мандельштама в литературных кругах знали как акмеиста, на первый его сборник заметное влияние оказало направление символизм. В его стихах раннего творческого  периода прослеживаются такие признаки символизма, как эпизодичность, расслабленность сюжета, неясность смысла, медиативность. Также для приверженцев этого направления важное значение имеет идея боготворения вечной женственности и другого мира.  Лирическая героиня в тексте представлена как высшее существо иного измерения.

1909-1912  годы были для отечественной поэзии кризисными. В это время распадался символизм и образовывались новые направления – футуризм и акмеизм. В  стихе «Нежнее нежного» проглядывают признаки акмеизма: более конкретное портретное описание, интерес психологическим состоянием лирической героини. Несмотря на то, что во второй строфе представлены абстрактные, изменчивые черты, такие как взгляд, эмоции, манера речи, то есть дается вещественное портретное описание, читатель видит выстроенный образ девушки.

В произведении автор употребил ямбический размер и мужскую рифму. Состоит оно из двух строф. Чередуются и рифмуются стопы неравномерно. При разборе текста удобнее выделить в строфах четверостишия.

Композиционная структура, рифмовка

Первое четверостишие написано в трехстопном и двустопном ямбе с перекрестной рифмовкой. В следующем четверостишии 1-я и 4 строки написаны в трехстопном ямбе, 2-я и 3-я – в двустопном. Употреблена кольцевая рифмовка.

Со второй строфы сменяется стихотворный ритм, исчезает рифмовка, поэтический текст теряет стройность, четкость рифмы становится свободным стихом. Перекрестная рифма протягивается промеж двух четверостиший.

Конец первой строфы – трехстопная строка, она повторяется во 2-й строфе и превращается в рефрен. Конец 2-й строфы – 3 двухстопных строки. Это придает интимному посланию отрывистость, взволнованность. Создается впечатление, что автор послания будто нерешителен, растерян, у него спирает дыхание от волнения и восторга.

В произведении можно заметить и ассонанс. Поначалу в нем часто употреблены гласные буквы «е», «о». Из-за этого кажется, что стих звучит широко, напевно, как клятва. А ближе к финалу чаще употребляется звук «и», который звучит не так открыто и вносит в стих отрывистость.

Вот так, благодаря звукописи и ритму, поэт сочинил любовное письмо, в котором ощущается взволнованность, сбивчивость, нервность, искренность и высочайшая художественность.

Образы и символика

Сам поэт в своем творчестве придает много внимания телесным образам. В рассматриваемом творении, благодаря им, сначала нам представляется портрет любимой девушки – руки, глаза, ее пальцы – и потом портрет начинает становиться более тщательным и детальным, появляются другие подробности – ее поведение, характер, внутренний мир. Вообще, телесные образы – это отличительная черта всех произведений Осипа Мандельштама. Например, в стихе «Нежнее нежного» совсем нет глаголов, однако, имеется множество существительных и определений к ним, благодаря чему, образ девушки из произведения становится более идеалистичным, она в стихотворении – мечта.

Тематика

Основной темой в стихотворении  является любовь к девушке, автор восторгается любимой. Он приводит описание ее наружности, характера и ее мира. В самой первой строфе представляются фрагменты ее внешности, а начало второй строфы является повторением конца первой.  Будто процесс описания поворачивается вспять, но он углубляется, и вниманию читателя представляется внутренний мир девушки, ее грусть и мысли, ее взгляды и движения.

Героиня выглядит потерянной и оторванной от мира, как будто между ней и героем – расстояние, которое невозможно преодолеть, из-за чего девушка и выглядит отстраненно.

Она будто не воспринимает то, что сказано ей, из-за чего лирическому герою приходится прервать свою речь, ведь он сбился с мысли, которую хотел донести девушке.

Проблематика

Проблема героя в произведении заключается в том, что любимая девушка для лирического героя является недоступной. И он считает, что его судьба предрешена из-за этого. Девушка вызывает в его сердце радость и восторг, но ему лишь остается любоваться ею издалека, а попытки сблизиться с нею он отвергает, так как девушка находится в своих мыслях, она далека от этого мира и полна печали. Вероятно, она так же, как и лирический герой, ощущает грядущие бедствия.

Две строфы, скрепленные рефреном, говорят, что в будущем уже все предначертано, это можно увидеть в самой девушке. Благодаря этому приему в произведении нагнетается давящая атмосфера. Возникает ощущение, что приближается нечто нехорошее, и это видит в состоянии девушки лирический герой.

Основная идея

В качестве основной идеи выступает желание автора показать, что любимая женщина – уникальна и неповторима, и все в ней – необычно, все индивидуально, и нет ничего похожего.  Он показывает это через портрет девушки, через описание ее облика фрагментами. Используются минимальные черты, отдельные детали, которыми оно передается.

Главной же мыслью является то, что любимая – она такая одна, совершенна, и порой – недосягаема. По этой причине лирический герой может только наблюдать за ней издали, слушать, что она говорит, и путаться в догадках, о чем она думает и есть ли у нее мысли о нем.

Средства выразительности

Стихотворение написано нейтральным языком, в нем немного эпитетов и метафор, и имеется слово из устаревшего лексикона – очи, то есть, глаза.

Имеет место быть тавтология, причем, два раза.  А однокоренные слова являются доказательством того, что автор не может подобрать нужных слов, чтобы передать, насколько его любовь прекрасна, из-за чего ему только и остается, что использовать тавтологию при описании.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector