Анализ стихотворения «Notre Dame» (О.Э. Мандельштам)
Осип Эмильевич Мандельштам – русский литератор серебряного века. В раннем творчестве часто встречается обманчивая простота рифмы, что делает его легко узнаваемым среди других поэтов. Свой творческий путь писатель начал еще в школьные годы и оставался верен выбранному призванию до конца. Из-за своего творчества дважды был репрессирован и последнюю ссылку уже не пережил.
Содержание:
История создания
Стихотворение «Notre Dame» было написано во Франции в 1912 году. Впервые произведение опубликовали в 1913 году как приложение к манифесту акмеизма. В 1916 году «Notre Dame» вошло в содержание первого сборника поэта «Камень».
Весь сборник «Камень» состоял из юношеских произведений автора. В каждом стихотворении легко проследить дух бунтарства, и желание познать мир.
Жанр
«Notre Dame» — это лирической стихотворение, в котором Мандельштам пишет оду красоте Собору Парижской Богоматери, лишая его мистического ореола, перенося его в обыденность, но окутывает красотой слов. Такой стиль полностью соответствует акмеизму, которым был увлечен Осип Эмильевич.
Композиция
Стихотворение Мандельштама состоит из 4 четверостиший, которые можно условно поделить на три части. В первой части поэт знакомит нас с собором:
«Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод…»
Во второй части автор углубляется в историю сооружения, словно превозносит его:
«Души готической рассудочная пропасть
Египетская мощь и христианства робость…»
В заключительной части автор сравнивает себя с собором и дает обещание:
«И я когда-нибудь прекрасное создам…»
Символика произведения
В произведение отслеживается два основных героя – Собор Парижской Богоматери и сам поэт.
В образе собора автор вложил как безмолвного наблюдателя за историей, так и образ прекрасного созданного человеческими руками.
Себя же поет, в стихотворение, ставит как ученика, который сможет достичь вершин мастера. Изучив историю и познав «прекрасное» он обещает создать и свой шедевр. Свой талант Осип Эмильевич словно сравнивает с неотесанным камнем, из которого получилось величественное сооружение.
Художественные приемы
- В стихотворение «Notre Dame» присутствуют:
- Сопоставления: «язычество и христианство», «дуб и тростинка»;
- разнообразие эпитетов: «чужой народ», «легкий свод», «стихийный лабиринт»;
- олицетворение: «распластывая нервы», «чудовищные ребра».