Анализ стихотворения Николая Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок»

Творчество выдающегося отечественного поэта советской эпохи Н.А. Заболоцкого привлекает внимание широкой читательской аудитории и вызывает интерес у читателей разного возраста. Работая над своими стихами, автор употребляет самые различные средства выражения, наделяет тексты яркими, оригинальными образами и символами, мудрыми идеями и мыслями, глубоким философским смыслом и другими уникальными особенностями и достоинствами. Поэзия Заболоцкого обладает особой мелодичностью и ритмом, отличается нестандартными композициями и структурой от сочинений других поэтов. В этом можно легко убедиться на примере его стиха «Уступи мне, скворец, уголок», проанализировав его по плану, что и предлагает своим посетителям Интернет-ресурс Литерагуру.

История создания

По жизни Николаю Заболоцкому пришлось преодолевать множество трудностей и невзгод. Будучи честным человеком, поэт часто страдал из-за этого. По той причине он и оказался в исправительно-трудовых лагерях на далекой суровой северной земле. Пять лет Николай Алексеевич жил в трудных условиях, испытывал унижения, голод и холод. К сожалению, несмотря на то, что обвинение было ложным, Заболоцкий был реабилитирован только посмертно, уже во время оттепели.

Отбыв лагерную ссылку, весной 1946 г. Заболоцкий воссоединяется со своим семейством и живет в Переделкино. Он испытывает счастье, радость, свободу, любуется просыпающейся природой, ощущает единение с ней. В его душе возникает тяга к творчеству, к сочинительству. И поэт создает произведение «Уступи мне, скворец, уголок».

Жанр, направление, размер

Лирический герой чувствует единение с природой, он погружается в ее мир, и ему очень комфортно и душевно в нем. В тексте мы наблюдаем пейзажные описания, также в нем присутствуют символы с потайным смыслом, это свидетельствует о том, что произведение лирическое, а точнее является образцом пейзажно-философской лирики. В стихе «Уступи мне, скворец, уголок» прослеживается трехсложный стихотворный размер, в котором последний слог стоит под ударением – анапест.

Поэзия Заболоцкого – новаторская, в ней мы видим свободное выражение эмоций и чувств, употребление нестандартных словарных оборотов и другие языковые эксперименты. Поэтому направление, в котором творил поэт называется модернизмом.

Смысл названия

У стихотворения нет самостоятельного заголовка, оно названо первой строкой лирического текста. Этим Заболоцкий обращает внимание читателей на актуальность и значимость начала произведения, на тот смысл и эмоциональный посыл, который оно собой несет.

Название содержит просьбу лирического персонажа, его желание поселиться в домике скворца, «старом скворешнике», что свидетельствует о его намерении слиться с природой, быть ее частицей, испытывать наслаждение от природной красоты и гармонии. В названии  употреблено обращение к пернатому вестнику весны – скворцу, что придает повышенную эмоциональность и драматичность  положения, в каком находится поэт, желающий оказаться на месте вернувшейся с весной в родной край птицы, которая радуется своему возвращению, дает упоительные концерты.

Образы и символика

Центральным образом рассматриваемого лирического текста становится скворец. Он вестник молодой весны, символ гармонии природы и ее совершенства. У этой птицы, как и у любого другого живого существа, есть свой уголок, конкретное место обитания, она частица мироздания, поддерживает определенный порядок в природном мире.

Символами юности и чистоты выступают голубенькие подснежники. Лирический герой намерен даже душу отдать скворцу за них в залог, показывая этой готовностью собственное тяготение к идеалу и желание очиститься, возродиться вместе с весенней природой.

В рассматриваемом произведении отражена жизнь самого поэта. После отбытия  лагерной ссылки в жизни Николая Алексеевича возникает новый период, символом которого и становится весна с шумным, звонким и суматошным пробуждением природы. Именно картина пробуждения и ознаменовывает новую жизнь Заболоцкого.

Настроение, тематика, проблематика

Главной темой стиха «Уступи мне, скворец, уголок» является тема наступления весны и пробуждения природы после длительного зимнего сна. Автор очень детально и ярко рисует вешние пейзажи, наделяя их не только красками, но и звуками, и действиями. Весна – это время зарождения нового жизненного цикла. Вся природа оживает, одушевляется. Просыпаются растения, животные. Чтобы показать интенсивность и стремительность этого пробуждения и развития, автор использует приемы олицетворения и сравнения. Например, кленовые листья, которые захлопают, словно бабочки.

 Темой пробуждения природного мира в тексте отражается натуральный процесс его возрождения и обновления. Данная тема становится символом надежды и возможности начать новую жизнь. Стих напоминает читателю, что на смену угрюмой и холодной зиме всегда наступает весна, и вместе с возрождением природы начинает пробуждаться и преобразовываться наша душа.

Автор желает поселиться в уголке старого скворечника, и это его желание становится мотивом, который развивает стихотворный сюжет и приводит к конфликту интересов. Это столкновение и создает основную проблему в произведении. Нужно сказать,  что вестник весны не вступает в конфликт с поэтом, а он живет в гармонии с природой и является неотъемлемой ее частью, в отличие от автора, которого жизнь не баловала, а была полна лишений и испытаний. Скворец олицетворяет желание Заболоцкого слиться с природой, ощутить ее гармоничное развитие, восхититься ее красой, многообразием, буйством красок и звуков. Напряженность в тексте указывает  на то, что поэт находится в душевном смятении.

Заболоцкий был уверен, что в природе все идеально, но люди не могут ее постичь до конца. Николай Алексеевич считал, что хаотичность природы является ее гармонией. А чтобы полностью ее постигнуть и понять, нужно стать ее частицей, жить по ее законам. И по этой причине лирический герой желает уподобиться скворцу, оказаться, как птица ранней весны непосредственно  среди просыпающейся природы. Но человеку невозможно познать природный идеал, и автор эту проблему отражает на протяжении всего стихотворения.

Основная мысль, идея

На протяжении большого жизненного опыта, исходя из пережитого, многие талантливые люди отражают в своих произведениях собственные идеи. В стихотворениях знаменитого поэта Николая Заболоцкого имеется тайный подтекст. Не является исключением и стих «Уступи мне, скворец, уголок», в нем автор отражает социальную политику государства и личное отношение к ней. Его суть заключается в том, что весна начинает новый этап в жизни природы и автора, хотя, невзирая на чудесное возрождение, природа развивается не всегда гармонично, а зачастую хаотично. И что

Поэт заявляет нам, что желает петь, как пернатый певец юной весны, но бабочка предостерегает его, что тот, кто слишком громко и подолгу поет по весне, может потерять к лету голос. Николай Алексеевич таким образом доносит до сознания своих читателей, что собственные таланты и силы необходимо беречь и ценить, пользоваться ими разумно и осторожно, то есть рационально, чтобы не потерять способность к самовыражению  и суметь реализоваться по жизни.

По мнению Федера Ремейса, советского зоолога, природа не так нуждается в защите человечества, как люди сами нуждаются в покровительстве природы. Им необходимы чистота воздуха, чтобы наполнять легкие, незагрязненная вода для питья, да и вообще, вся здоровая окружающая среда для жизни на нашей планете.

Заболоцкий полностью солидарен с мнением известного зоолога в отношении природы. Свою идею природного совершенства, идеальности окружающей среды он отражает во всей своей пейзажно-философской лирике. Эта точка зрения поэта и является основной мыслью в рассматриваемом тексте.

Поэтому можно утверждать, что стихотворение, созданное автором в далеком  тяжелом послевоенном году, учит нас быть чуткими, наблюдательными людьми, способными замечать красоту природы, ее совершенство, испытывать наслаждение от увиденного, находить в этом успокоение и отдыхать душой. Заболоцкий советует нам стремиться к постижению тайн мироздания, потому что дающий концерты скворец является самым счастливым персонажем в стихотворении, так как эта птица, являясь частицей природного мира, постигла его тайны и закономерности развития до конца.

Художественные средства

Философско-лирическое произведение Н. Заболоцкого состоит из 9 строф. В нем поэт употребил много различных тропов и приемов.

  • Ярким и подробным описание весенних природных ландшафтов делает обилие эпитетов. Например, «голубые подснежники», «весенний певец», «березовой консерватории», «головкою розовой», «рощи березовой», «садами весенними», «по весенним полям».
  • Для оживления природы, ее одушевления, автор использует олицетворения: «И свистит, и бормочет весна», «пробуждаются клены от сна».
  • Имеются в тексте метафоры: «первый весенний певец из березовой консерватории», «в самом горле у рощи березовой», «прилепись паутинкой к звезде» и иные.
  • Присутствует также и сравнение: « чтоб, как бабочки, листья захлопали».

Кроме упомянутых тропов, в поэтическом тексте Заболоцким употреблено множество глаголов, которые помогают ему изобразить. Среди них есть глаголы повелительного наклонения. Они побуждают к действиям героев произведения, передают их эмоции, чувства, настрой.

А еще в стихе поэт использовал обращения – «скворец», «свистун», «душа», приложение – «бабочка-странница», уменьшительно-ласкательные слова – «уголок», «головкою», «паутинкой», фразеологизм – «сломя голову», просторечные слова «скворешник», «кавардак», «околесица» и другие нестандартные языковые формы и средства выразительности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector