Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»

Николай Алексеевич Некрасов – русский литератор 19 века. Особенность его творчества выражается в том, что в основном он посвящал его народу и крестьянам. Пытался поднять вопрос их нелегкой жизни, их образования и их возможностям.

 

Содержание:

  1. История написания
  2. Жанр
  3. Композиция
  4. Символика произведения
  5. Художественные приемы

История написания

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 году, когда вопрос о положения крестьян стоял остро на повестке дня. В период написания стихотворения Николай Алексеевич проживал на дачу в Ораниенбауме, где неподалеку был открыт завод по производству цветного стекла. Завод был открыт еще в 18 веке Михаилом Ломоносовым. Возможно, из-за такого соседства мы можем найти косвенные упоминания о Михаиле Васильевиче стихотворении.

Жанр

Стихотворение написано хореем с перекрестной рифмовкой. По сути, является гражданской лирикой имеющей форму монолога. В произведении автор предается рассуждениям на общественные темы, ссылаясь на реальные исторические события.

Композиция

В стихотворении «Школьник» десять четверостиший, которые условно можно поделить на пять частей.

В первой части рассказывается о встречи лирического героя и школьника, где лирический герой предлагает продолжить путь вместе:

«Невеселая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок !»

Во второй части автор нам предлагает присмотреться к образу нового попутчика, чтобы познакомить нас с ним поближе:

«Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…»

В третьей части лирический герой пытается отгадать происхождение парнишки:

«Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?..»

В четвертой части автор  рассуждает о преимуществе образования и его необходимости для хорошей жизни:

«Будешь в университете –

Сон свершится наяву!»

В заключительной части поэт уходит в рассуждения о недоступности образования обычным людям и тягости жизни для народа. Он сравнивает народ с благородными душами, а о вышестоящих чинах говорит:

«Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!»

Символика произведения

Стихотворение поднимает социальный вопрос – образование крестьян. Автор в своем монологе говорит о недоступности знаний для каждого, из-за чего многие умные люди не имея возможности развития, остались за кулисами. Автор уверен – таких, как Михаил Ломоносов много, и если бы в стране пересмотрели взгляды на образование, могли бы произойти большие изменения к лучшему.

По сути, рассуждающий путник и есть главным персонажем повествования, его устами озвучивается проблема неравенства, ограниченные возможности крестьян и потери, которые несет страна из-за сложившейся ситуации.

Есть в произведении и образ школьника. Мы знаем, как выглядит мальчик, но Николай Некрасов не наделяет его голосом. Для читателя остается загадкой взгляд на ситуацию глазами мальчика. Таким образом, поэт показывает, что, несмотря на все ущемления, крестьянам приходится молчать и соглашаться. Школьник олицетворяет собой не только человека, который пытается вырваться за пределы своего социального слоя, но и весь социальный слой, молча радующийся любой поблажке.


Художественные приемы

  • Эпитеты: «поприще широко», «последний грош»;
  • противостояние «любящих душой» против «напыщенных собой!»
  • метафоры: «невеселая дорога»;
  • аллегория: «сон наяву».

 

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector