Анализ стихотворения «Мои пенаты» (К. Батюшков)

Константин Николаевич Батюшков к большому удивлению литераторов оказался тем автором, наследие которого не «на слуху». Конечно, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Есенин удостоились большей известности в современном обществе, но это еще не означает, что поэзия Батюшкова менее профессиональна или же поверхностна. Этого поэта нужно уважать, прежде всего, за его строгость — он ни единого раза не отступил от собственного идеала создания стихотворного Текста, о котором следует рассказать отдельно.

История создания

Стихотворение «Мои пенаты» написано автором в период 1811-1812 годов, в это время уже достаточно зрелый поэт (на тот момент Батюшкова исполнилось 24 года) находился в имении сестёр, в Хантаново. Находясь вдали от Петербурга, Константин Николаевич все глубже тонул в чувстве одиночества, он начинает все чаще вспоминать просвещенную интеллигенцию большого города и литературные вечера в компании таких же, как и он поэтов.

Из-за переполняющих чувств, которые легко модно сравнить с лёгкой ностальгией, Батюшков и начинает писать стихотворение, обращённое к знаменитым авторам того времени — Карамзину, Жуковскому, Вяземскому, Дмитриеву. В произведении присутствуют и иные имена, но Батюшков обращается именно к этим авторам, ведь это стихотворение он приложил к письмам, которые отправил всем 4 личностям.

Жанр, направление и размер

Данное стихотворение следует выделить из массы лирических произведений Константина Николаевича, ведь «Мои пенаты» — своеобразное воплощение идеала традиции русского послания. Батюшков, можно сказать, показал всему русскому литературному миру, как должно строиться послание, поэтому жанр стихотворения определятся сам собой.

Говоря о направлении лирики Константина Батюшкова, стоит отметить, что поэт чаще всего обращался к философской лирике, ставил перед собой те вопросы, на которые ответ найти просто невозможно — смысл жизни, ее скоротечность, природа эмоций и чувств. Кроме того, это произведение анакреонтическое. То есть, в нем изобилуют отсылки к древнегреческой культуре, философские мотивы и типичные для древнегреческой мифологии образы.

Также стоит отдельно упомянуть, что Батюшков практически всегда писал в стихотворном размере ямб. Сам автор говорил, что размер выбирает поэта, что только один стихотворный размер способен передать голос литератора.

Отличительной чертой Батюшкова является правдивость повествования: «Живи, как пишешь и пиши, как живёшь. .. ».

Образы и символы

Система образов и символов в данном стихотворении очень сложная. Из-за достаточно большого объёма, каждый из образов представлен очень подробно.

  1. Образы праздной и созидательной жизни. Пышная и роскошная жизнь высмеивается лирическим героем, который выражает авторскую позицию. Будничное существование, неразделимое с трудом, не серое и невзрачное, оно настоящее! Каждый человек, по словам литератора, должен наполнить свое бытие смыслом, а не ленивым прозябанием на шелковых подушках. Он отрекается от богатства, избирая скромную келью, куда приходит вдохновение.
  2. Также немаловажную роль в стихотворении играет образ темного приюта, дома для эпикурейцев. Автор специально отводит эпикуреизму «темный угол», показывая тем самым своё недовольство и несогласие с главным тезисов данного философского учения — «личный комфорт превыше всего». Поэту по душе аскетический образ жизни, где нет ничего лишнего.
  3. Образы верных друзей (Жуковский, Дмитриев, Карамзин, Вяземский). Тема дружбы и банального земного счастья от встреч в родными людьми проходит красной нитью сквозь стихотворение, ведь этого просит сам жанр лирического произведения. Это веселые молодые люди, с которыми герой чувствует духовное родство. Они талантливы, добры и умны.
  4. Невозможно не заострить внимание на том, что двоемирие в стихотворении чувствуется очень хорошо благодаря использованию всевозможных отсылок и образов из реального мира (скатерти, столы, комнаты и обычные люди) и античного (географические объекты — Пермес, Геликон и античные имена богов — Харит, Вакх).
  5. Весьма важным образом является образ Лиры — женщины-музы, именно она и вынуждает лирического героя думать о сути праздной жизни.
  6. Лирический герой – поэт, который пребывает в радостном настроении, его переполняет энергия и творческий порыв. Он говорит о своих принципах, мировоззрении, а также делится рецептом творческой активности.

Темы и проблемы

  • Философская тема. Лирический герой ведёт некий спор с «толпой» эпикурейцев, пытаясь доказать то, что истинные ценности жизни не в комфорте и лоске, а в любви, дружбе, творчестве.
  • Тема творчества. Лирический герой — поэт, живущий в бедности и аскетизме. Именно такой герой и отображает авторское сознание. Необходимо жить умеренно и скромно, только тогда муза придет в дом и покажет путь достижения самых смелых целей. Никто не должен отвлекать творца, он обязан думать о высоком своем предназначении, а не смаковать роскошь.
  • Тема дружбы. Только поддержка близких по духу людей может обеспечить творческий подъем, вырвать поэта из тяжелых дум, направить его на правильный путь.

Автор делит 2 мира «гостей» своеобразные 3 ступени.

  1. На первой ступени стоят боги и музы. Они — символ аргументированной праздной жизни, к которым нет возражений, ведь они выше обычного человека, они покровители и владыки.
  2. 2 ступень — античные поэты, представители ничем необъяснимого роскошного и шикарного образа жизни. Лирический герой не пытается говорить о каких-либо пороках Горация и Пиндара, он лишь рассуждает о том, что ему такая судьба попросту не нужна.
  3. 3 ступень – русские литераторы и главные герои одновременно — Жуковский, Дмитриев, Карамзин, Вяземский. Для лирического героя мир русского литературного общества более близок, чем мир античности. Если в прошлом он видит много комичного — «тупой меч» для боя, рваные одежды, то в обществе друзей, кому и посвящено стихотворение, ноты комизма отсутствуют.

Основная идея

Главная мысль стихотворения — доказать то, что истинная радость жизни в земных и обыденных вещах, ради которых не стоит тратить деньги, жить в роскоши и злате. Все, что действительно может быть дорого человеку — жизнь, во всех ее проявлениях. Автор призывает читателей видеть смысл бытия в обыденных вещах — в дружбе, в любви, в творчестве.

Может показаться, что стихотворение носит излишне дидактический характер, но это не совсем так, Батюшков очень мастерски обходит тот момент, когда он, как автор, должен занять ту или иную сторону. Каждый человек выбирает свою судьбу сам.

Средства художественной выразительности

Данное стихотворение изобилует изобразительно-выразительными средствами, рассмотрим многочисленные эпитеты и метафоры.

Автор говорит о том, что любовь и дружба наполняют «сердце тихим жаром», метафорично описывая силу этих чувств и их тёплое, успокаивающее воздействие на человека. «Свидетель славы и суеты мирской» — человек, который одновременно свободный жить во славе и в серых буднях, истинный счастливец. Особой образностью наполнено выражение «ложиться в прах». Автор говорит об этом в контексте с эпикурейцами, отводя им недолгую жизнь и скорую трансформацию в прах.

В данном стихотворении огромное количество средств художественной выразительности, все перечислять долго, так что если вам понадобится что-то конкретное, то напишите об этом в комментариях, добавим.

Автор: Игорь Васильев

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector