Анализ стихотворения «Мчаться тучи, вьются тучи…» (А. С. Пушкин «Бесы»)
Александр Сергеевич Пушкин талантливый литератор золотого века. Им написано более 800 произведений начиная от сказок и заканчивая поэмами. Именно благодаря Александру Сергеевичу сформировался тот классический русский язык, на котором мы сейчас все разговариваем. Знакомство с его творчеством мы начинаем с раннего детства, но в любом возрасте он остается актуален. Именно с его словами можно пройти через каждую веху нашей жизни.
Содержание:
История создания
Стихотворение родилось в самый плодотворный период автора именуемый Болдинская осень. В этот период Александр Сергеевич находился на самоизоляции из-за эпидемии холеры. Затворничество Пушкина выпало на осень 1830 года, которую он провел в родовом имении Большое Болдино. Эпидемия унесла много жизней, но подарила миру 32 стихотворения, одну поэму и долгожданное окончание «Евгения Онегина».
Жанр
Если рассматривать стихотворение по его содержанию, то оно скорее относиться к философской лирике, по форме же является балладой. Своими строфами Пушкин буквально околдовывает читателя, унося его в фантастический мир, где неизвестность ночи отражает страх героя будто зеркало.
Для Александра Сергеевича более традиционным считается реализм, но именно в «Бесах» он отлично показывает, что владеет и романтизмом с его красочными описаниями и расплывчатыми образами.
Само стихотворения написано четырехстопным хореем, где женская и мужская рифма умело чередуется. Ритм держится уверено и буквально просится на музыкальную основу.
Композиция
Стихотворение «Бесы» — это семь восьмистиший с тремя выраженными частями.
Все три эпизода начинаются одинаково:
«Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий
Мутно небо, ночь мутна...»
Из-за такого одинакового вступления во всех трех частях композиция является цикличной. Такой прием чаще всего используется для глубоко погружения читателя в атмосферу происходящего и сгущения красок. Как мы можем заметить, в этом произведении цикличная структура полностью выполняет свое предназначение.
Во вступительной части нас знакомят с происходящим – путники, потерявшиеся в дороге среди ночи:
«…Хоть убей, следа не видно
Сбились мы. Что делать нам!»
В следующей части Александр Сергеевич сгущает краски и добавляет мистике происходящему:
«…Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...»
В последней части нам не рассказывают о судьбе героев, но вместо страха перед неведомым, читателя оставляют со смирением и принятием происходящего:
«…Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Символика произведения
Ключевой персонаж стихотворения путник, но не последнюю роль играет и ямщик. Главный герой символизирует самого Пушкина, который не раз оказывался в дороге среди ночи, поэтому образ автору весьма близок. Ямщик же это обычный человек из народа, которому свойственно испытывать страх. Именно он первый и жалуется на неведомую силу – бесов, передавая свой страх и путнику.
В данном произведении «неведомая сила» не дающая найти дорогу путниками символизирует страх перед неопределённостью, которая появилась в жизни Александра Сергеевича из-за вынужденной самоизоляции. Оказавшись запертым перед самой свадьбой в родовом поместье, он словно начал ходить по кругу и страшится неведомого, как и его герои. Бесы, ведьмы и домовые жили на уровне фольклора, и только слухи ходили о творимых ими бесчинствах и убийствах. Такими же слухами для Пушкина стала холера, которая свирепствовала где-то и убивала, а ему просто не давала двигаться вперед.
Художественные приемы
- В основе стихотворения, символизирующую его цикличность преобладают звуки «у» и «ю», что при прочтении вслух подсознательно вызывает ощущение вьюги;
- есть звукоподражание «дин-дин-дин…»;
- разнообразие эпитетов: «снег летучий», «визг жалобный», «беспредельная вышина» и т.д.;
- Лексические повторы: «вьюга злится, вьюга плачет»;
- в шестом восьмистишие идет повторения звуков «с» и «з», что создает ощущения шипения невидимых, но опасных существ.