Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Идешь, на меня похожий»

Марина Ивановна Цветаева — это имя по праву входит в число лучших русских поэтов Серебряного века. В первых произведениях Марины Ивановны уже присутствует некая мужественность в женской поэзии, что необычно и неестественно. Но это характер самой поэтессы. В своих работах она ловко сочетает легкость с женственностью и мужественностью. Одно из самых известных ранних произведений Цветаевой — «Идешь, на меня похожий…».

История создания

Говорили, что в Крыму у каждого есть любимое место. Куприн любил Балаклаву, Коровин любил Гурзуф, Коктебель стал для Волошина особым местом, а Феодосия стала местом Марины Цветаевой. Этот город стал ее вторым домом, где юная Марина проводила прекрасные дни своей жизни и была по-настоящему счастлива.

В 1905 году юная Марина Ивановна впервые посетила Крым, но самое близкое знакомство с ним произошло в 1911 году. Потом они с сестрой Анастасией часто навещали поэта Максимилиана Волошина, который в то время жил и работал в Коктебеле. За это время Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

В 1913 году Марина Цветаева, ее муж Сергей Эфрон и их маленькая дочь снова посетили Волошина. За время, проведенное на Волошинской вилле в Коктебеле, Цветаева написала несколько стихотворений, отражающих эмоции и переживания, волновавшие ее в то время: «Идешь, на меня похожий…», «Моим стихам».

Жанр, размер

Марина Ивановна не принадлежит ни к какому литературному движению. Цветаева сказала себе: «Она не подходит ни для какой формы». Особая составляющая всех ее работ — «стремление к жизни». Несмотря на трагедию судьбы, Марина Ивановна работала тяжело, чтобы держать эту жажду до конца своей жизни.

В стихотворении Марины Ивановны «Идешь, на меня похожий…» присуща задумчивость и грусть, характерная для лирических жанров вроде элегии.

Отец Марины Ивановны — набожный верующий, православный христианин. В семье матери Цветаевой слились две другие религиозные ветви: католицизм и протестантизм. Марина Ивановна называла себя православной, но при этом сохранила приверженность протестантизму. Многие говорят, что Цветаева «не без блефа, но на самом деле не верит в Бога. Ей не нужен Бог, душа». Марина редко говорила о религии, а просто искренне соблюдала церковные обряды. Конечно, рассуждать о глубинах чужой души не имеет смысла. Но некоторые произведения поэтессы доказывают, что Цветаева верит в высшие силы.

«Идешь, на меня похожий…» — монолог, в котором лирическая героиня (автор) разговаривает с прохожими из-под надгробия. Возможно, читателей сначала стоит шокировать, но, напротив, стихотворение не написано типичной «кладбищенской» тематикой. Настроение этого стихотворения вовсе не в трауре, а наоборот, расслабленное и счастливое, некоторые могут сказать, что оно спокойное.

По размеру стихотворение «Идешь, на меня похожий…» — это трехмерный дольник, то есть в промежутке около двух слогов, что вызывает у людей чувство одышки, естественно. Стихотворение «Идешь, на меня похожий…»  состоит из 7 строф, в которых лирическая героиня обращается к случайному прохожему, то есть «Идешь, на меня похожий…» — это монолог, стоит определить еще раз.

Композиция произведения «Идешь, на меня похожий…» неотделима, и она построена последовательно и плавно от первого раздела до последнего раздела. Однако экстремальные катрены можно отличить от других. В стихотворении «Идешь, на меня похожий…» Марина Ивановна рассказывает о жизни и смерти, поэтому смело можно отнести это к философской лирике.

 

Смерть в текстах Цветаевой напоминает читателям, что нужно любить жизнь, дорожить жизнью и радоваться каждому дню. Она знает, что уход каждого из нас, в том числе и ее, неизбежен, спокойно и легко относится к этой теме, что ярко проявилось в ее творчестве.

Стихотворение «Идешь, на меня похожий…» имеет спокойное и умиротворенное настроение, но в нем не рассматривается тема смерти, загробной жизни и кладбища: безразличие и оттенок таинственности — нет! Это произведение настраивает на спокойствие и расслабленность.

Проблематика

Основная проблема — это кратковременность жизни, что отражается на плодах, которые дает голос из другого мира. Он призывал сохранять полную грудь и не бояться собирать собственные плоды (в мифе — символ преступной страсти). Лирическая героиня призывает собирать стебли с кустов и плоды с кустов — это предложение такое необычное и удивительное, но по своим характеристикам оно доброе и полное заботы! Такое ощущение, что живой, знакомый человек разговаривает с другим человеком. Это минутный контакт между настоящим, жизнью и прошлым в другом мире. Стихи Марины Цветаевой полны разнообразной образности, потому что их ритм удивителен и завораживает. Ритм — дыхание творчества Цветаевой. В стихах часто используются голосовые выражения. В этом стихотворении это аллитерация. В этом случае шипение подчеркивает спокойствие, тишину и фамильярность.

Также в произведении «Идешь, на меня похожий…» есть и диссонирующие голоса: «прохожий – тоже», «коже – прохожий», «дикий – землянки», «угрюмо – подумай». В стихотворении «Идешь, на меня похожий…»  есть инверсия: «Идешь, на меня похожий…», «Букет макового печатающего цветка», «Я слишком сама люблю». Таким образом, данное произведение Цветаевой богато различными тропами и литературными приемами.

Стихотворение «Идешь, на меня похожий…» позволяет читателям познакомиться с творчеством великой поэтессы, будто бы заглянуть в ее душу и прочитать самые сокровенные мысли.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector