Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Дорожная дума»

Выдающийся отечественный поэт II-ой половины XIX – начала  XX  столетий  Иннокентий Федорович Анненский, яркий представитель классицизма и символизма, был еще также известным драматургом, литературным критиком, переводчиком, занимал ответственные служебные и общественные посты. Например, преподавал русскую словесность, отечественную историю, иностранные языки, которыми сам владел в совершенстве. Был 10 лет директором мужской Царскосельской гимназии, потом окружным инспектором и не только. В свободное от службы время Иннокентий Федорович трудился на литературном поприще.  Стихи, пьесы и переводы  Анненского получили высочайшую оценку современников.

Анализ одного из его стихотворений – «Дорожной думы» представлен на Интернет-ресурсе Литерагуру в соответствии с пунктами плана. Текст произведения переносит нас в век конных экипажей, возниц и дорожных колокольчиков, когда долгий и утомительный путь для поэта становился временем для раздумий, размышлений о смысле жизни, поводом для обдумывания непростых вопросов. В анализируемом стихотворении Анненский делится с читателем своими чувствами и впечатлениями, обнажает перед ним потайные уголки своей души.

История создания

 Стихотворение «Дорожная дума» Иннокентия Анненского было написано в 1865-1866 годах. В то время его автору было всего лишь 10 лет, и учился мальчик в Санкт-Петербургской прогимназии. Юный поэт был человеком скрытным и стеснительным. Свои стихи, написанные в тетрадках, он хранил в укромном месте. Как-то тетради с записями попались на глаза сестер Иннокентия, которые их прочитали. Шутливые цитаты из его стихов и незлобивые насмешки слышались по всему дому. В столь юном возрасте Анненский для себя решил, что не будет опубликовывать свои сочинения до 30 лет, потому что считал, что как поэт, он должен набраться мудрости  Поэтому стал свои рукописи прятать более тщательно.

Жанр, размер, направление

В рассматриваемом стихотворении автор раскрывает перед читателями свои сокровенные мысли. Это свидетельствует о том, что оно относится к лирике интимной. В произведении наблюдается стремление поэта к самовыражению. Стих отличается особой лиричностью, проникновенностью, чувственностью. Он пробуждает ответный отклик в душах и современников Анненского, и  представителей  поколений потомков.

Анненский считал себя мистическим поэтом и придерживался религиозного направления испанской живописи «золотого века», в жанре которой работал художник Бартоломе Эстебан Мурильо, но, в отличие от него, показывал чистоту души, смирение, кротость, искренность глубиной и силой слова, а не с помощью кистей и цветовой палитры.

В стихе  использован четко выраженный трехсложный размер – дактиль, в котором первый слог является ударным.

Несмотря на то, что  исследователи и критики литературного творчества Иннокентия Федоровича считают его родоначальником отечественного символизма, на ранних порах сочинительства стилистические особенности этого направления поэт не употреблял.

Смысл заголовка

В названии стихотворения заложен прямой смысл. Именно тот, который имел в виду сам поэт. Он, будучи мальчиком-подростком, уезжает из родимого дома, отрывается от семьи, друзей, расстается с девочкой, которая, как мы понимаем, ему небезразлична. В пути гимназист созерцает незнакомые края, осознает, что его окружает все чужое. Мальчик предается воспоминаниям о лучших моментах его жизни. Его мысли становятся стихами. Мы не знаем, о какой юной особе говорит в своем стихотворении Иннокентий, будучи гимназистом. Но ощущаем всю пылкость юношеской страстности, глубину эмоций и волнений молодого человека, возможно, возникшее первое любовное чувство.

Несмотря на столь юный возраст, Анненский был задумчивым человеком, любившим философствовать. Ранние стихи автора долгое время не издавались, так как он их надежно спрятал. Напечатали их уже после того, как поэт ушел из жизни.

Образы и символика

В своих поэтических творениях Анненский изображал  предметы, вещи и явления не так, как привыкли их видеть его современники, а совершенно иначе. Точнее, он запечатлевал их в каком-либо конкретном моменте, мгновении. И на то, каким предстанет перед читателями тот или иной образ, влияло настроение Иннокентия Федоровича. 

  • Центральным в стихотворении «Дорожная дума» является образ всеобъемлющего одиночества. Это прослеживается в следующих строках сочинения: «невольной тоске…», «дорога уныла…». Они указывают на грусть юноши, его меланхолию, тоску. Также эти чувства выражаются в поэтическом описании путевого холода, вечерних сумерек, длинных теней, бегущих за санями по снегу. В изображении унылого дорожного пейзажа не наблюдаются излишняя вычурность и ярко выраженная экзальтированность.
  • Большую роль в произведении играет образ лирического героя, юноши-гимназиста, вынужденного покинуть свою семью, дом, где он провел много счастливых моментов. Возможно, именно там он увидел юную особу, заставившую учащенно биться его сердце и думать о ней в дороге: «Что-то в уютном твоем уголке? Слышен ли смех?  Догорают ли свечи? Так же ль блистает твой взор, как вчера?
  • Также в тексте возникает и образ героини, к которой мысленно обращается лирический герой. Образ прорисован поэтом нечетко. Мы можем лишь догадываться о том, что происходило на прошлом вечере и представить себе натуру юной особы. Она смела, уверена в себе. Взгляд ее блестевших глаз очаровывает юношу, заставляет думать о ней. Судя по тому, что отъезд героя не производит особого впечатления на девушку, можно утверждать, что ее избранником он не является. Да и в девичьем сердце, скорее всего, еще нет любовного томления, оно свободно от волнения и страсти. Читателю, как и лирическому персонажу, неизвестно: равнодушна она или  влюблена? В душе же героя одновременно с возникновением первых любовных чувств, юношеской пылкости, страсти появляются и высокие, благородные чувства. Несмотря на то, что девушка равнодушна к нему, рассказчик желает ей, чтобы ее любовь не была напрасной, безответной, а отличалась бы взаимностью, искренностью. Нам становится понятно, что поклоннику девушки, невзирая на столь юный возраст, уже пришлось испытать горькое чувство неразделенной любви.

Интересна в стихотворении и символика. Символы светлые, невинные, чистые. Поэт, обращаясь к незнакомой девушке на «ты», желает ей «золотых»  снов и счастья, которое гналось бы за ней по пятам. В пути он вспоминает слова девушки, которые она ему сказала при прощании.

Тематика, проблематика, настрой

Душевное одиночество, тоска становятся главной темой произведения «Дорожная дума». Нужно сказать, что этой тематике посвящены многие поэтические работы Анненского.  Читатели, не знающие, что это стихотворение написал десятилетний мальчик, конечно же, относят его к любовной лирике. Но литературоведы, изучавшие поэтическое творчество Иннокентия Федоровича, пришли к выводу, что темы тоски, расставания, сердечных переживаний  прослеживаются на всех этапах его поэзии.

Холодный период года, когда все занесено снегами, вокруг пустота и одиночество – такой зимний настрой, вероятно, был по душе Анненскому. Погрузившись в свой придуманный мир, поэт создавал свои шедевры.

При работе над  стихом  «Дорожная дума» у столь юного автора не было глобальных проблем, но уже тогда мастерством стихосложения Анненский владел в совершенстве. Он увлекался сочинительством, и его талант проявился очень рано.

Центральными в стихотворении становятся проблемы одиночества и тоски. Иннокентий рос слабым ребенком, часто болел и большую часть своего времени проводил дома. Он любил читать, подолгу находился в библиотеке. Мальчик испытывал сложность в общении со сверстниками. И в рассматриваемом стихотворении мы наблюдаем мастерское описание обширной гаммы чувств и ощущений, переполнявших душу одинокого человека.

Эмоциональный фон текста усиливают вопросы автора, в которых он обращается к самому себе. Именно они указывают на ощущения поэта. С помощью них Иннокентий делится своими чувствами и мыслями с читателями. Здесь и обида, и сожаление, и юношеское волнение, и первое неясное любовное влечение:

Основная мысль, идея

Мы не знаем, о чем может думать человек, находящийся в дороге холодной зимней ночью. Может, он, утомившись в пути и погрузившись в дрему, созерцает какие-то видения, фантастические грезы. Или время, которое человек проводит в пути,  становится удобным для раздумий, размышлений над философскими вопросами, для приятных или неприятных воспоминаний.

 Для автора анализируемого произведения, как и для его лирического персонажа, дорожное времяпрепровождение стало моментом для воспоминания, осмысления, для бурного проявления чувств. Все эти ощущения он смог уложить в 19 строках. В них поэт противопоставляет одиночество любви, веселье тоске, унылость мечтам юности. В стихе «Дорожная дума» Анненский фиксирует все впечатления, воздействующие на одинокого человека, находящегося в пути. В этом и есть смысл произведения.

Основная мысль стиха прослеживается в ряде вопросов, которые указывают на сомнения и метания лирического персонажа. Он думает о Ней, что становится все дальше и дальше от него. Здесь снова действуют противопоставления – бесприютность героя и ее уют, темный ночной путь и вечер при свечах, одиночество юноши и веселье девушки. С помощью противопоставлений поэт подчеркивает их разность, дает понять, что расставание разделяет их души, как пропасть.

Иннокентий Федорович, будучи от природы человеком наблюдательным, научился многому. В рассматриваемом нами тексте он также дает понять, что пылкие и трепетные юношеские чувства очень ранимы и недолговечны, особенно, если они безответны.  Расставаясь с героиней, автор проявляет благородные чувства: он не обижается на нее и не испытывает чувство злости, а хочет, чтобы она была всегда счастливой, чтобы ее любовь не была безответной. Поэта не оставляет равнодушным судьбой юной особы, он желает девушке хорошей жизни в дальнейшем.

Художественные средства

В произведении для ясности выражения своих мыслей, красоты слога и создания определенного эмоционального фона Анненский употребил традиционные выразительные тропы, а также и более редкие художественные приемы.

  • Изобилие эпитетов:  «позднею ночью», «равниною снежной», «сны золотые», «светлыми днями», «головою усталой» и многие другие.
  • Имеются  олицетворения:  «счастье гналось», «тени бегут».

Кроме того, в тексте употреблена старинная форма окончаний частей речи: «равниною», «позднею». Встречаются и краткие прилагательные «долог», «уныла». Есть в произведение и местоименная форма обращения – ты. Эмоциональность, взволнованность, лиричность стихотворения создают также и вопросы, обращенные к молодой особе, светлые пожелания автора ей.

.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector