Анализ стиха Фета «Я пришёл к тебе с приветом…»

Жизнь складывается из отдельных мгновений, которые становятся звеньями одной цепи – Вечности. Афанасий Фет создал огромный мир поэзии, «звенья» которого — его стихотворения. В этом мире всё едино и всё говорит человеку – жить и наслаждаться тем даром, который отпущен нам сверху! Каждый стих – рой впечатлений, мыслей, радостей и печалей, рождающий желание проникнуть в иные миры, ощутить величие Вселенной – это и роднит нас с поэтом.

История создания

Стихотворение было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1843 году. Прежде чем оно увидело свет, И.С. Тургенев настоял на отсечении последних двух строф, хотя сам автор и Н.А. Некрасов не были согласны. В 1863 году Фет восстановил эти строфы. Строки стихотворения положены на музыку композиторами А.Аренским, М.Балакиревым, Н.Римским-Корсаковым.

Тематика стихотворения

Основные темы, затронутые в произведении, близки каждому одухотворенному и мечтательному читателю. В их число входят:

  1. уникальность русской природы
  2. любовь как самое заветное чувство
  3. философские размышления о смысле бытия и творчества
  4. красота окружающего мира

Произведение посвящено самому волнующему и красивому времени года. Образ Весны – любимый в поэзии Фета. Пробуждение ото сна, воскрешение души, небывалый подъём энергии и сил, ожидание всего свежего, чистого и нежного – все это главные темы в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом». Это «торжественное шествие» мощного чувства и настроения, которое «ставит точку» в беспробудной «спячке» человечества и зовёт к светлому, счастливому будущему.

Жанр и композиция

Интересна содержательная сторона композиции: в каждой строфе заключена отдельная «микротема». В первой строфе – наступающий в природе рассвет; во второй – приход весны и пробуждение к жизни птиц, «веточек» и «листьев» в лесу. Следующая строфа – в душе лирического героя, открывающейся навстречу счастью, «поселяется» весна. В заключительной строфе – Весна и Любовь рождают вдохновение. Поэт заявляет о своём поэтическом «кредо»: воспевать красоту.

Форма повествования укладывается в «определённые рамки». Каждая строфа (кроме первой) начинается с глагола «рассказать». Желание быть услышанным – вот смысловая сторона композиционного построения. Этот приём позволяет привлечь внимание читателя, чтобы объяснить ему, с какой целью автор «ворвался» в мир литературы.

Обращение к читателю написано в уважительной форме, располагающей к взаимной беседе. Поэтому по жанру это, скорее всего, послание, относящееся и к пейзажной лирике. Однако стихотворение Фета — не просто ответ на вопрос о предназначении творчества поэта. Это и философское рассуждение о любви, о чувствах, переполняющих душу, о счастье не только одного человека, но и всего мироздания.

«Весеннее» стихотворение – это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, жгучим силам природы.

Средства художественной выразительности

Каким способом поэт добивается впечатления? Ритм, расстановка слов, поэтический синтаксис «подсказывают» читателю картину, рождённую в душе поэта.

Примеров метафорического способа передачи оттенков чувств и мыслей в стихотворении много: «душа служить готова», «песня зреет», проснулся «каждой веткой», встрепенулся «каждой птицей». Слово «веселье» означает не праздность, а настрой на работу, творчество.

Важным художественно-изобразительным средством является олицетворение, так как для поэта природа и человек – понятия неразделимые, взаимопроникающие: солнце «встало», «затрепетало»; лес «проснулся».

Приёмом ритмической организации текста является анафора (использование повторяющегося глагола «рассказать»). Глаголы придают динамичность всему тексту. Повторяющийся союз «что» создаёт напевность стихотворения, превращая его в «музыкальное» произведение.

Произведение состоит из четырёх строф, в каждой из которых по четыре строки (катрена), связанных перекрёстной рифмовкой. Размер стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» – динамичный четырёхстопный хорей. Однако использование в каждой строке пиррихия (два безударных слога в строфе) делают стихотворную строку лёгкой и воздушной.

Точно передают эмоциональное состояние человека, уверенного в своих мыслях и чувствах, аллитерация («ПРишёл с ПРиветом ) и ассонанс (рАсскАзАть, чтО сОлнце встАлО).

Эти приёмы звукописи ассоциативно рождают мысль о смелом и энергичном отношении к самой жизни: наслаждайся каждым мгновением, действуй, не спи!

Идея произведения

Начиная стихотворение местоимением «Я», автор непосредственно обращается к читателю, которому хочет «рассказать», что волнует душу и чем он хочет поделиться  со всем миром, так как его существо «кричит», «требует выхода». Чувства, одолевающие поэта, как водопад, пока ещё сдерживаемый плотиной, но вот-вот готовый «прорваться» наружу.

Что не даёт покоя? Что бередит душу? Что заставляет обратиться к читателю, о чём хочет «рассказать» поэт? – О солнце. О «листьях» и «ветках». О душе. О счастье. О веселье. О песне. Эти ключевые слова в стихотворении – ответ на поставленные вопросы.

Однако существует и другая «сторона медали». «Я» — это и обращение лирического героя к возлюбленной. В нём он выражает благодарность за чувства, всколыхнувшие душу, за страсть, которую она заронила в сердце, и вызвала к жизни поэтическое вдохновение.

Своеобразие творчества Афанасия Фета

Лирика поэта – интимно-психологическая. Она близка живописи художников — импрессионистов, вызывающих у зрителей различные впечатления. Так и поэзия Фета рождает гамму противоречивых чувств, но преобладают восхищение, умиротворение, очарование, умиление.

Многие стихотворения начинаются с уверенно заявленного «я». Однако «восстановить» личность поэта по ним практически невозможно. Она присутствует опосредованно.

Несовпадение реального и художественного миров – это «визитная карточка» Афанасия Фета. Он создал мир, куда можно уйти отдохнуть от жизненных проблем. Этот поэтический «островок» как эликсир, помогающий избежать трагизма во всех проявлениях.

Поэт видит назначение лирики в способности увековечить самую незначительную деталь жизни. Времена года, природные стихии, время суток нашли своё отображение в стихах. Природа у Фета «вочеловечена», то есть существует на равных с мыслями и душой человека.

Афанасий Фет считал, что всё на земле создано ради любви.

Рисуя пейзажные картины, «живописуя» любовь во всех её проявлениях, мастер использует метафорический и символический способы изображения действительности. В облике возлюбленной он подчёркивает детскость как символ чистоты, искренности. Образ огня как ожог памяти. Он «манит», «дразнит», служит проверкой на чуткость. Стихи о любви «говорят» «языком цветов»: «первый ландыш» — первый вздох о любви, «фиалка» — любовь матери. Главный цветок этого чувства – роза.

Музыкальность отчётливо проявляется в ассонансных повторах и в том, что каждый согласный сопровождается здесь гласными звуками. Рифмы в стихах передают движение мысли и чувства. Своеобразие творчества Фета – слияние музыки, звука, чувства, природы и любви, что так привлекает музыкантов романсного жанра во все времена.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector