Анализ стихотворения Федора Тютчева «О, как убийственно мы любим!»

Стихотворение Федора Тютчева «О, как убийственно мы любим!» было сочинено в 1851 г., а в 1854 г. его опубликовали в журнале «Современник» № 3. Произведение, как и многие другие стихи, а их около 300, посвящено любовной тематике и отражает нежные, любовные чувства автора к его женщинам.

История создания

В личной жизни поэт был счастлив не всегда, но у него возникали многочисленные романы, некоторые были продолжительными. Например, его отношения с Еленой Александровной Денисьевой длились около 14 лет. Подруга и ровесница его дочери, девушка была намного моложе поэта, а он был семейным мужчиной. Свою любовную связь влюбленные держали в тайне вплоть до рождения ребенка.

После этого молодая женщина подверглась травле высшего света, светского общества, куда ее перестали принимать. Для нее были закрыты многие приличные дома и престижные салоны, их связь была обсуждаема в общественных кругах. А Тютчев разрывался между своими женщинами. Потом у Елены и поэта родился второй ребенок. Но Денисьева не выдерживает такого к себе отношения со стороны общества, постоянного стресса и умирает в молодом возрасте.

Данное произведение автобиографичное, интересно и построение его содержания, сама структура. Автор сравнивает их любовные отношения с Денисьевой с замкнутым кругом, для изображения этой особенности поэт употребляет кольцевую рифмовку, где рифмуются строки 1 с последней.

Жанр, размер, направление

Рассматриваемый стих «О, как убийственно мы любим!» является элегией, потому что в нем имеются и философские размышления, и прослеживаются оттенки различных эмоций и чувств, таких как, печаль, тоска, безысходность. Это произведение из знаменитого «Денисьевского цикла».

Стих соответствует направлению поэзии, которого придерживался Тютчев, «Чистому искусству». В нем прослеживается оторванность от реальности и отдается особое предпочтение изображению прелести окружающего мира и выражению чувств и настроя автора.

Стихотворение написано в четырехстопном ямбе, что позволяет декламировать его плавно, легко, непринужденно.

Рифма в тексте перекрестная, также в строках чередуются рифмы женская и мужская.

Образы и символы

В произведении представлен монолог лирического героя. Он обвиняет себя в том несчастье, что произошло с любимой женщиной. Изначально он обращает внимание читателя на свою основную вину, а затем подробно раскрывает свои эмоции, ощущения, пускается в воспоминания о возлюбленной. Он отмечает свой эгоизм, по отношению к любимой, который привел к беде, к трагическому фатальному исходу.

Данное стихотворение автора является во многом пророческим, потому что слово «убийственно» — это не только метафора, оно имеет более откровенное прямое и переносное значение. Поэт винит стихотворного героя в легкомысленности и говорит, что этим он сгубил девицу. В реальности на ранний уход из жизни Елены Александровны повлияли легкомыслие и эгоизм Тютчева. Его поведение было причиной отторжения девушки светским обществом. Потому ей было стыдно, и она постоянно находилась в стрессе. Это сказалось и на характере возлюбленной, который начал портиться, на скором ее старении и смерти. В том, конечно же, автор обвинял себя, и эти обвинения в свой адрес он включил в монолог лирического героя.

Образ героини стихотворения, возлюбленной Тютчева, слабый и жертвенный. Она представляется поэту красивым хрупким цветком, который погубили. Любовь же автор сравнивает со скакуном, топчущим возлюбленную на полном ходу.

Темы и проблемы произведения

В рассматриваемом стихотворении полно и глубоко Тютчев раскрывает главную тему – несчастную любовь, а также наиболее значимые проблемы таких взаимоотношений и их роковые последствия. Возникает вопрос – как и почему любовь может стать несчастливой, если она взаимна? И автор постепенно нам показывает процесс их взаимоотношений с самого начала и до конца. При описании начального периода их романа у героя и у его возлюбленной возникают радостные, светлые, нежные чувства. Но прошло менее года и счастливый, беззаботный, звонкий девичий смех сменился страданием, муками, болью. Почему же любовь становится убийственной?

Тютчев в произведении открыто отвечает на возникающий вопрос, пишет, что так рано девушку сгубила его страстная любовь. Также поэт говорит с читателями о том, что свои сокровенные и искренние мысли и чувства нужно беречь от внимания общества и обсуждений в свете. Он считает, что интриги, слухи, осуждение общества безжалостно сломали судьбу и жизнь девушки, что толпа бесцеремонно растоптала ее душу.

Основная идея

Смысл стиха и его основная мысль заключены в понимании как созидательной, так и разрушительной силы чувства, что любовь может не только окрылять и делать человека счастливым, но и убивать, угнетать. Что вряд ли это чувство принесет счастье, ежели встречаются на пути преграды. Это подтверждает и русская народная поговорка: «На чужом несчастье счастья не построишь».

Лирический герой в порыве легкомысленной страсти обрекает на поругание и травлю возлюбленную. Их роман был обречен изначально, но они не смогли преодолеть обоюдную страсть и остановиться вовремя.

Кроме того, лирический герой должен осознавать, что он несет ответственность за любимого человека, за девушку. Герой же понимает, что виноват, уже после произошедшего несчастья.

Поэтому в стихотворении имеется также еще важная мысль, что нужно быть ответственным по отношению к другим людям, иначе легкомыслие, несерьезность, эгоизм в отношениях приведут к очень плачевному исходу. А в случае с Тютчевым и Еленой Денисьевой, она принесла себя в жертву их любви, а поэт не смог пожертвовать своими чувствами ради ее благополучия.

Выразительные средства

.Для создания настроя стихотворения, выражения своих эмоций и ощущений автор использует различные изобразительно-выразительные средства.

Стих написан в атмосфере повышенной эмоциональности, на это указывают 1 и 4 предложения, содержащие восклицательные знаки.

Для портретной характеристики героини и объяснения своих ощущений Тютчев употребляет вполне обычные эпитеты такие как, «волшебный взор», «встреча роковая», «смех младенчески живой», а также метафоры, например, «куда ланит девались розы», «слепость страстей», «В ее душевной глубине ей оставались воспоминанья», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была» и другие.

В строке «Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!» автор использует прием аллитерации (з/ж/л), этим поддерживая и усиливая эмоциональное состояние героев. Здесь слово «боль» упоминается трижды, что нагнетает и сгущает депрессивный настрой стиха.

Сравнивая первоначальный портрет любимой и через год, поэт употребляет в тексте выразительное средство – оксюморон («Все опалили, выжгли слезы горючей влагою своей»).

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector