Анализ стихотворения Федора Тютчева «День и ночь»

Федор Тютчев – это настоящая ночная душа русской поэзии. Все его творчество наполнено тягой узнавания различных жизненных таинств,

Например, тайны природы или же человеческой натуры. Он желает узнать и понять все то, чего не знал и не осознавал, и в порыве этого желания поднимает различные вопросы, зачастую на философскую тематику.

Конкретно мы рассмотрим его произведение «День и ночь», в котором отражаются характерные черты искусства автора.

История написания

Произведение поэт написал в 1839 году, и оно сразу же было опубликовано в модном тогда в интеллигентной среде литературном журнале «Современник». Стихотворение стало настоящим памятником в честь философской лирики в творчестве России.

Произведение Тютчев написал, уже будучи умудренным опытом в этом деле. Впрочем, он никогда не относился к литературе серьезно, и считал ее чем-то сродни досугу. Поэтому он не желал славы и известности в этой стезе. Именно по этой причине о его произведениях знал ограниченный круг знакомых. Для него более важной была карьера – ведь он работал дипломатом.

В том же 1839 году Тютчев сочетается браком с вдовой немецкого дипломата, Эрнестиной Дернберг. Знакомы они были давно, еще до того дня, когда супруга Тютчева умерла после кораблекрушения в 1838 году.

Некоторые считают, что причиной столь быстрого брака стала их любовная связь, бывшая еще тогда, когда он был женат.

Жанр

Произведение «День и ночь» относится к философской лирике. Тютчев придерживался чистого искусства. Его произведения полнятся различными образами природы, а главный герой ищет способ объединиться с природой.

Как следствие, поэт не говорит о теме на злобу дня. Размер произведения составляет четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Размер

Произведение нельзя разделить на четверостишия, но можно на две части, в которых композиция строится на сравнении дня и ночи.

1 первая часть – это описание златотканого дня, который является другом для человека и богов.

2 вторая часть – это описание ночи, которая, наступая, приносит темноту и страх, благодаря чему произведение вышло весьма контрастным.

Образы

Важную роль в произведении играет образ дня – автор наделяет его божественностью, он будто создан из золота, волей богов. Он привносит в жизнь гармоничный настрой и исцеляет, тем самым являясь как для бога, так и для человека, другом.

Образ же ночи является противоположным – наступая, она снимает благодатный покров с мира и приносит с собой бездну, полнящуюся страхами и ужасами, которая темна и сумрачна. Ночь заполняет мир ужасом, стирая грань между человеком и неопознанным. Именно поэтому, по мнению автора, мы и боимся ночи.

Герой стихотворения раздумывает о сущности дня и ночи, показывая нам человека слабым и крошечным на фоне величественного мира. А размер окружающей бездны пугает человека тем, что под ее покровом он становится слаб, и не устоит ни перед чем.

Но на помощь беспомощным людям приходят боги, ниспослав на Землю день, когда люди не боятся – потому что пропадает видимость угрозы, что показывает нам правильность и разумность порядка вещей и о добродушии богов.

Темы

Главной темой произведения является сравнение дня и ночи. Автор заостряет внимание на грани между светом и тьмой, суть коих различна и соответственно сказывается на мире, и в особенности – на человеке. День дарует исцеление человеку и указывает путь, а ночь – напротив, размывает направление и вгоняет в печаль.

Второй темой произведения выступает воля богов и тайны, на которых зиждется окружающий мир. Поэт соглашается с идеей о том, что мир возник по желанию богов, и считает, что день – это покрывало, которое символизирует собой защиту всего живого. Следовательно, боги хранят людей.

Помимо этого автор проводит толкование природных явлений. В этом стихе он хочет разузнать загадку Сфинкса.

А благодаря спокойному и размеренному настроению, произведение наводит читателя на мысли о порядке вещей в мире.

Основная идея

Главная мысль произведения «День и ночь» — это наличие у всего живого в мире, как и у самого мира, положительных и отрицательных сторон, которые находятся в определенном балансе, создавая гармонию жизни и размеренность.

День – это положительные стороны человеческой души, а ночь – негативные. По этой причине люди боятся ночи – потому что она показывает то, что нежелательно и скрывалось. Однако она показывает и истину, но о которой не хотят знать.

Есть и второе толкование смысловой нагрузки произведения – в этом случае ночь представляет собой таинства мира, которые человек не знает и о которых не узнает. А день – это проявление доброты от богов, потому что именно они знают, что человек больше всего боится того, чего не знает.

Bыразительные средства

В стихотворении Ф.И. Тютчев использовал различные изобразительно-выразительные средства, такие как, олицетворения, сравнения, эпитеты, приемы аллитерации. Например, олицетворение мы видим в словосочетаниях ночь «срывает», «сбрасывает» покров дня.

Приемы аллитерации используются на мягком, нежном звуке»Л» при описании дня и на резком «Р» при характеристике ночи, чтобы придать этому времени резкость, таинственность, сумбурность.

Эпитеты в тексте встречаются часто. Например, мир «роковой», покров «златотканый», воля «высокая», душа «болящая» – и другие сочетания.

Также автором использован прием инверсии – «земнородных оживленье», «души болящей исцеленье».

В стихотворении имеются устаревшие слова, архаизмы «меж ей», «сей», делающие стихотворение более интересным, звучным.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector