Анализ стихотворения Федора Сологуба «Забелелся туман за рекой»
Известный русский литератор Федор Кузьмич Сологуб (Тетерников), чье творчество относится к Серебряному веку, особую известность получил как поэт, будучи приверженцем символистского направления. Произведение, получившее название «Забелелся туман за рекой», относится к раннему этапу его поэтического творчества. В нем присутствуют одновременно мотивы одиночества, тоски и надежды. Чтобы познакомиться более подробно с символами, настроением, персонажами стихотворения, проанализируем его по намеченному плану.
Содержание:
История создания
Большинство литературоведов неоднократно утверждали, что стихотворение «Забелелся туман за рекой» отразило момент расставания Сологуба со своей возлюбленной Анастасией Чеботаревской. Автор в нем делится с читателями собственными чувствами. Завершено это произведение было в 1885 г., издано в 1900 г. Позднее оно вошло в сборник Сологуба, названный «Змеиные очи», выпущенный в 1913 г.
Но в жизни литератора были такие события, которые указывали на то, что гипотеза, изложенная ранее, не является верной. В 1885 г. Федор Кузьмич, будучи молодым преподавателем, вел математические занятия в российской глубинке. Его будущая жена тогда была восьмилетней девочкой. Знакомство молодых людей случилось уже в 1907 г. в Петербурге, где они жили к тому времени. Поэтому нужно сказать, что специалисты, надеявшиеся придать романтичность их отношениям, здесь не попали в цель. Вероятно, в этом стихе поэт упоминал о связи с другой возлюбленной, которую не помнят потомки.
Жанр, направление, размер
Сочинение «Забелелся туман за рекой» является типичным примером пейзажной лирики. Поэт передает читателю собственное душевное состояние и дает красивое описание окружавшего его природного уголка.
Федор Кузьмич был представителем декадентского искусства, приверженцем модернизма, работал в символистском течении. Хотя на первых порах своего творчества поэт больше придерживался традиционных, более простых форм, близких к классическим основам стихосложения 19 столетия – золотого периода отечественной лирики. Рассматриваемое произведение в чем-то имеет сходство с ранними сочинениями Сергея Есенина: такая же прямота посыла, простота и самобытность деревенских образов. Хотя в более позднем творчестве Сологуб делает более сложными свой художественный ряд и нарратив.
Текст написан в трехсложном стихотворном размере – трехстопном анапесте. В нем применена перекрестная рифмовка, наполнявшая творение особой лиричностью и напевностью.
Композиционные особенности
Стихотворение состоит из 3 строф, в каждой из них раскрывается его главная мысль.
В первой – представлена экспозиция. Через пейзажную зарисовку автор говорит с читателями о состоянии своего внутреннего мира.
Во второй строфе центральный персонаж говорит о том, как он борется с тоской и одиночеством. Справиться с грустным настроем ему помогает вид разведенного костра. Герою нравится проводить время в такой обстановке. В эти минуты ему приятно думать о чем-то позитивном, чудесном, сокровенном. Читателям становится понятно, что автора вовсе не ранит и не угнетает ощущение одиночества.
В заключительной строфе лирический герой подводит итог своих размышлений. Он отлично скоротал время в мечтаниях у костра, и уже пора возвращаться домой.
Образы и символика
Важную роль играет в сочинении Сологуба природный образ. Основной герой находится на невысоком берегу речки, вблизи воды, любуется стелющимся туманом. Вероятно, образ клубившегося тумана становится символом наступления грядущего дня, наполненного увлекательными событиями. Автор не уточняет время суток. Кроме того, туман свидетельствует и о неопределенности, переменчивости внутреннего состояния главного персонажа. На лоне умиротворяющих пейзажей герой предается мечтам и грезам.
В образе центрального персонажа представлен сам поэт с его моральными качествами и душевными волнениями, овладевавшие им в момент создания произведения.
Основной персонаж погружается в мир собственных переживаний и мечтаний, в которых, несмотря на одиночество, он верит в будущее счастье. Читатель сначала обращает внимание на описание внешнего мира, окружения героя, а потом уже рассматривает внутреннее состояние – его чувства, эмоции, ощущения.
Лирический герой совершенно искренне признается, что он теперь одинок совсем.
Сологуб дает понять читателям, что такое настроение его вызвано каким-то прошлым событием, но конкретно о самом событии не говорит. Возникает ощущение, что центральный персонаж, оказавшись в уединении, занимается подведением каких-то итогов своей жизни, что-то обдумывает, над чем-то размышляет, и утешают его мысли о собственном доме, который служит ему поддержкой и опорой.
Символом непрерывного течения времени и жизни становится образ реки. Для героя она превращается в путеводную нить, ведущую его к родимому дому. Персонаж пребывает в глубоком раздумье, и в результате он обретает надежду на счастье в будущей жизни.
Символом надежды на светлое будущее являются и огоньки. Они говорят о том, что лирический герой расположился неподалеку от своего дома и чувствует прочную связь с ним.
Тематика, проблематика, настрой
Главной в стихе становится тема одиночества. Поэт показывает психическое состояние лирического персонажа, уединившегося на речном берегу. Его совсем не удручают возникшие волнения и эмоции, но все же герой ощущает тоску. Персонаж разводит костер, чтобы согреться от его тепла, посидеть, помечтать, обрести душевное умиротворение и покой.
Тема родного очага тоже актуальная в тексте. Спасает от одиночества героя его родимый дом, к которому он направляется после уединения на природе. Эта тема способствует зарождению в душе главного персонажа надежды на счастье и скрашивает его чувство одиночества.
Важной темой стихотворения становится и природа. Сологуб создает пейзажную зарисовку, которая для уединения героя является необходимой. Мы видим, в какой атмосфере находится он, как пейзаж передает его внутреннее состояние. Речной туман традиционно символизирует ожидания и неопределенность.
Рассматриваемое произведение проникнуто оптимистичным, уютным, позитивным настроем. Финал текста жизнеутверждающий: лирический персонаж направляется к своему дому, чувствуя его защиту, тепло и участие.
Основная мысль, идея
В стих «Забелелся туман за рекой» автор вкладывает важный смысл. Он дает понять, что ощущение одиночества совсем не огорчает центрального героя, оно, наоборот, заставляет его обратиться к мечтам. Федор Кузьмич считает, что предаваться мечтаниям и размышлениям о сокровенном удобно в уединении, а идти по жизни нужно рядом с любимыми и родными людьми. Завершается произведение вполне позитивно: персонаж, посидев в одиночестве у реки, не отдаляется от близких, а направляется к родному очагу, там он найдет сочувствие и поддержку.
Основной мыслью сочинения является понимание и осознание того, что нужно стараться преодолеть свое одиночество, следовать огонькам-маячкам, находящимся хоть и далеко, но всегда на одном и том же месте и дающим уверенность в будущем, жизненную опору. Если даже человек и одинок, нельзя разрывать связь с близкими людьми и со всем тем, что дорого.
Художественные средства
Анализируемый стих не богат на выразительные средства и приемы. Это объясняется тем, что поэт отдал предпочтение символам при выражении главной мысли и создании необходимого пейзажного фона и настроя. Но все же рассмотрим некоторые из употребленных в тексте тропов.
- Эпитет: «совсем не высок».
- Анафора: повторяется союз «и».
- Метафора: «огонь воскрешу».
Кроме того, в стихотворении употреблен разговорный стиль, просторечия – «потихоньку», «сношу», «завижу». Так Сологуб хотел стать более близким читателям.