Анализ стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Еще земли печален вид…»

Федор Иванович Тютчев – русский литератор XIX века. В своих произведениях часто сталкивает природные стихии и человеческую душу. Такой прием был не типичным для его времени. В форме использует фрагментарность, которая почти позволяет творчество Тютчева сопоставить с фольклором.

Содержание:
1. История написания
2. Жанр
3. Композиция
4. Символика произведения
5. Художественные приемы

 

История написания

Произведение «Еще земли печален вид…» исследователи причисляют к юношескому периоду творчества Федора Ивановича. Первые пробы пера Федора Тютчева выделяется архаичностью, и имеют свои истоки в стилистике XVIII века.
Кроме периода о создании произведения «Еще земли печален вид…» ничего не известно. Тютчев не считал литературу своим профессиональным занятием и занимался политикой. Поэзия же была всего лишь хобби, хоть литератор иногда и публиковался в журнале «Современник».
Произведение увидело мир в 1876 году, когда его автор ушел из этого мира.

 

Жанр

Стихотворение «Еще земли печален вид…» –лирическое стихотворение, написанное в пейзажно-философском стиле. Такая подача является характерной для юношеского творческого периода Федора Ивановича, ведь «о злобе дня» он мог поговорить в рамках своей карьеры, а стихотворения он оставлял для размышлений о великом и непостижимом этого мира.
Стихотворение написано ямбом с кольцевой рифмой.

 

Композиция

Произведение условно можно поделить на две составляющие.
В первой части Федор Иванович описывает природу, которая уже почти пробудилась от зимы и должна начать готовится к смене сезона:
«Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она…»
В следующей части поэт говорит уже об основе – душе и проводит параллель с миром, просыпающемся от затяжной зимы.
«Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует…»
Такое пробуждение в душе вызывает любовь, которую автор сравнивает с наступлением весны:
«Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?»

 

Символика произведения

Основной герой произведения – человек, чья душа просыпается словно сама душа природы. Пробудившаяся душа способна расцвести невообразимыми красками и должна ассоциироваться у читателя с первозданной красотой.
Второй, но важный символ – весна. Наступление весны может стать стимулом просветления и двигателем развития. По мнению Тютчева, такой весной для каждого человека может стать любовь, которая способна подарить обновление души и внутреннюю гармонию.
Такими сопоставлениями Федор Иванович стирает границы между природой и человеческой душой, показывая читателю, что гармонию легко обрести, стоит лишь внимательно посмотреть на мир, который нас окружает и надеяться.

 

Художественные приемы

  • Сопоставление: любовь сравнивают с наступлением весны, душу сопоставляют с природой;
  • разнообразие эпитетов: «весенняя нега», «женская любовь»;
  • метафоры: «воздух дышит», «душа спала», «дышать весною», «земли печален вид».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector