Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)

История своей страны всегда была интересна поэту М. Ю. Лермонтову. Он часто рассуждал о верности, честности, и патриотизме. Если в то время многие произведения были написаны с целью возвысить особо важные чины, то «Бородино» написано в форме диалога, где большую часть занимает монолог старого солдата. Именно он, простой человек, знает о войне правду.

История создания

Свою работу над патриотическим произведением «Бородино» Михаил Юрьевич Лермонтов закончил в начале 1837 года. Стихотворение было издано в журнале «Современник» в том же году.

Стихотворение написано в честь 25-летия юбилея бородинской битвы. В нем подробно описываются детали сражений, действия, хотя и в стихотворной форме, но читатель может представить все написанное поэтом, так как его слова точно передают атмосферу тех событий.

Жанр, направление и размер

Все тонкости и детали сражений и войны писатель изобразил с точностью, без прикрас, поэтому данное произведение находится на стыке лирики и эпоса. Таким образом, перед нами гражданская лирика поэта.

«Бородино» относится к жанру национально-патриотической баллады. Пафос стихотворения героический, он восходит еще к былинным сказаниям древности, которые рассказывали потомкам о подвигах дедов.

Стихотворный размер – ямб. Имеет сплетенную рифму.

Композиция

Стихотворение построено по структуре кольцевой композиции: оно начинается так же, как и заканчивается.

Этот прием Лермонтов использует в «Бородино», чтобы акцентировать внимание читателя на главной проблеме в произведении — несостоятельности молодого поколения сравнении с предыдущим.

Образы и символы

  1. Рассказчик. Историю сражений мы слышим из уст патриота, который гордится своим народом за подвиги 1812 года. Несмотря на уже не молодой возраст, он даже сейчас готов ступить против врага, если потребуется. Лермонтов олицетворяет в образе обычного рядового солдата все характеристики простого русского народа — честного, мужественного, отважного.
  2. Лирический герой. Так как произведение построено в форме диалога, старик дает ответ молодому юноше. Именно его заинтересовала история прошлого. Он неравнодушен к событиям 1812 года, и уточняет, что эту войну помнят все. Он – воплотившаяся надежда на молодое поколение. Новые люди такие же смелые, самоотверженные и все при необходимости смогут пойти против врага, чтобы постоять за Родину. Они помнят достижения предков, в них жива любовь к отчизне. Однако далеко не все таковы, и это подмечает упреком старый солдат.
  3. Также в стихотворении «Бородино» Лермонтов изобразил командира, который погиб в бою, отдав свою жизнь за Родину. Высокопоставленные чины тогда показывали пример героизма и доблести, а не сидели в кабинетах, ожидая очередное повышение.

Темы, проблемы и настроение

  • Основная тема — патриотизм. В русском народе есть героизм и отвага, именно эти качества позволили ему отбросить противника, покорившего всю Европу. Они всегда готовы постоять за свою землю — их любовь измеряется жизнями и пролитой кровью.
  • Историческая память. Автор не раз напоминает о том, что нужно помнить и сохранять историческое наследие былых времен. Юноша с гордостью заявляет, что вся Россия помнит день Бородина. Да и сам сюжет стихотворения представляет собой почтительную беседу, передачу опыта стариков молодым людям.
  • Проблема войны. Лермонтов описывает фронтовые будни и обнажает ряд проблем, существующих в армии. Между командирами и солдатами разверзлась пропасть, никто ничего не знает, намерения и маневры начальства непонятны простому человеку, поэтому многих бойцов тревожит полное непонимание ситуации.
  • Отцы и дети. Главная проблема, которую затронул автор: стихотворение начинается характерным для Лермонтова противопоставлением нынешнего поколения к предыдущему. В стихотворении звучит жалоба на нынешнее поколение, дремлющее в бездействии. Сейчас уже никто не будет так порываться в сражении, как в ушедшие времена, — так начинал описывать битву старый «дядя». Завершает свой рассказ о баталиях солдат также, воспоминаниями тех времен, упоением тех подвигов, которых уже не будет сейчас.
  • Настроение создается двойственное. С одной стороны, мы ощущаем гордость за своих славных предков, с другой – тоску о том, что новое поколение не способно продолжить блестящий путь своих отцов.

Идея

Рассказ о событиях народной борьбы 1812 года автор поручает обычному солдату, рядовому участнику. Так он подчеркивает величие всего воюющего народа, а не только командования. Главная мысль в том, что побеждает не царь и его окружение, а простые и преданные отечеству люди, чьих потерь, бед и рисков никто не считает. Автор учит нас помнить их безмолвное самоотречение, их безропотный и великий подвиг, ставший залогом нашей свободы.

Бородинское сражение, описанное автором, является демонстрацией ценностей и идеалов народа. Это мужество, самоотверженность и любовь к Отечеству. Смысл стихотворения – возвеличить эти понятия, показать своему поколению нравственный путь, который всегда приведет к победе.

Средства художественной выразительности

Наиболее яркие краски придают произведению эпитеты и метафоры, которыми автор старается передать настроение и атмосферу стихотворения.

  • Эпитеты: «бой удалый», «могучее, лихое племя», «земля сырая», «дым летучий».
  • Метафоры: «постоим мы головою», «огонь блестел, звучал булат, картечь визжала», «постоим мы головою», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».

Также, благодаря Лермонтову и произведению «Бородино», у людей в обиход вошли такие фразы, как: «Да, были люди в наше время», «плохая им досталась доля», и стали крылатыми.

Для погружения читателя в атмосферу простого диалога поэт использует просторечные выражения и разговорные обороты устной речи.

Автор: Виктория Арфано

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *