Анализ стихотворения «Ангел» (М. Ю. Лермонтов)

Лирика Лермонтова известна многим любителям изящной словесности, ведь она не теряет своего шарма. Красивые стихи не стареют, да и люди озадачены одними и теми же глобальными и вечными вопросами, о которых писал автор. К примеру, его произведение «Ангел» посвящено духовным поискам.

История создания

Стихотворение «Ангел» было написано в 1831 году. Лермонтов создал это произведение, будучи молодым человеком. Творческим импульсом к написанию послужила колыбельная песня, которую поэт часто слышал в исполнении своей матери, ей и было посвящено это стихотворение.

Однако автор позаимствовал лишь форму, полностью изменив смысловую наполняющую текста.

Жанр, направление и размер

“Ангел” — пример произведения, созданного в духе романтизма. Его можно рассматривать как элегию, ведь в произведении усилена интонация меланхоличной задумчивости. К тому же при чтении создается ощущение мелодичности, смешанной с возвышенным тоном, который достигается благодаря высоким по своей стилистической окраске словам. Перед нами старославянская лексика, например, “херувим”; “духов” с ударением на последний слог; неполногласное сочетание звуков в слове “младую” и др. Лирический пафос создается за счет внутренней философской семантики, которая обыграна религиозным сюжетом.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. Размер создает интонацию напева. Это послужило тому, что многие выдающиеся русские композиторы использовали “Ангела” для создания своих творений: С. В. Рахманинов, А. Е. Варламов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн.

Образы и символы

В тексте присутствуют отсылки к библии и религиозные символы. Лермонтов противопоставляет два мира: горний и дольний.

  1. Первый ассоциируется с чистотой пения ангела в безграничном небе и силой, которой подвластны “и месяц, и звезды, тучи”.
  2. Второй олицетворяет собой вечные скитания и суетность всего сущего.

Лирический герой до появления на свет был в объятиях божественного ангела, который вложил в его душу звук своей невинной и животворящей песни. Теперь юноша прибывает в мире земном, полном “печали и слез”. Однако где-то глубоко он сохранил то сияние от встречи с ангельским образом. Он не запомнил слов, но в его душе остался божественный звук, который служит ему путеводной звездой на грешной земле. И все невообразимые по своей красоте мелодии мира не могут сравниться с тем тонким ангельским пением, которое лучом просочилось в сердце лирического героя. Чистый звук наполняет его и дарит силы и надежду на возможную встречу с этим светлым образом вновь.

Темы и настроение

  • Лермонтов затрагивает тему бессмертия человеческой души и ее возможного слияния с обителью ангелов.
  • В стихотворении также присутствует тема бренности земного бытия, наполненного страданиями. Лермонтов размышляет о той грани, которая пролегает между двумя мирами, столь отдаленными.
  • Здесь возникает еще одна тема — одиночества и отчужденности от всего происходящего вокруг. Ведь душа героя сохранила звук, недоступный другим, а значит, обречена на непонимание и изгнанничество.

Основная идея

Главная мысль заключается в том, что поэт противопоставляет тот мир, в котором пребывает лирический герой, и чудесный символический образ, к которому он стремится. Мотив двоемирия вообще свойственен романтизму: мир реальный и мир иной являются отражениями друг друга. Земная жизнь — искаженный образ небесного рая. Здесь тоже есть прекрасные мелодии, но ни одна из них никогда не зазвучит так, как ангельское пение.

Стихотворение выдержано в меланхоличном настроении, но при этом имеет какое-то нежное свечение. Лирический герой, несмотря на присутствие в грешном мире страданий, живет мечтаниями о вечной музыке, которые наполняют его сердце любовью. Смысл бытия он находит в стремлении к этому идеалу.

Средства художественной выразительности

В основе сюжета антитеза: “мир печали и слез” и мир ангелов. Стихотворение было написано в юношеском возрасте, поэтому эпитеты довольно простые, но точные: “тихая песня”, “песня святая”, “безгрешные духи”, “бог великий”, “желание чудное” и др.

В тексте есть еще одно значимое противопоставление: “тихая песня” ангела и “скучные песни земли”. Интонационный рисунок помогают выстраивать сонорные звуки, которых в тексте очень много. Если проанализировать последнее четверостишие, то это станет заметно. Я думаю, здесь речь идет о возникшей не запланировано аллитерации, которая наполнила стихотворение дополнительной глубиной звучания.

Автор: Камила Багирова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector