Анализ стихотворения Александра Твардовского «Кружились белые березки»
Великий отечественный литератор советского периода А.Т. Твардовский в своих творениях воспевал родную страну, ее могущество и ширь, трудолюбие и твердость духа нашего народа, его самобытность и удаль, щедрость и доброту, любовь к собственной Родине. Именно такие темы и идеи звучат в его произведении «Кружились белые березки». Наш интернет-ресурс Литерагуру предлагает читателям рассмотреть этот стих более подробно, проанализировать по предоставленному плану.
Содержание:
История создания
Поездка Александра Трифоновича Твардовского в с. Русский Турек в 1936 г. была обусловлена тем, что поэт хотел увидеть своих родных, в то время члены его семьи были туда сосланы. В рассматриваемом произведении Твардовский описывает праздник сельчан – открытие судоходного сезона, который жители Русского Турека отмечали каждый год.
Ход народного торжества поэт описывает ярко, красочно, тепло. Он показывает красоты окружающей природы, веселую атмосферу, царившую на праздновании, деревенский колорит и быт. Трудности коллективизации Твардовский во внимание не брал. Такой осторожный подход к работе над стихотворением «Кружились белые березки» был вызван тем, что его семейство было репрессировано как кулацкое, но молодому Твардовскому удалось все же сделать карьеру в средствах массовой информации, и он старался избежать унизительного антисоветского клейма. Поэтому автор не поднимал в произведении такие темы, как коллективизация, трудная крестьянская доля. Ведь такой текст не пропустили бы в печать. Он написал его в позитивном настрое, выразил в своей работе искреннюю надежду, что тяжелый народный труд непременно увенчается успехом, даст высокие результаты.
Направление, жанр, размер
Твардовский создавал свои сочинения в соцреалистическом направлении, то есть это когда в работах авторов раскрывались и воспевались ценности коммунистического строя. Но Твардовский не касался политической темы, а просто обратил свое внимание и внимание своих читателей на обычную народную жизнь, а конкретно на торжественное событие – праздник начала судоходного сезона.
Стихотворение является прекрасным примером лирического произведения. Хотя в нем улавливаются легкая грусть и теплая ностальгия, которые указывают на то, что текст также имеет и элегические признаки.
У произведения нет конкретного заголовка, первая строка является его названием. Но уже по ней можно утверждать, что Твардовский любит свою Родину и родную природу. Он очарован и горд русскими просторами.
Поэтический текст написан в четырехстопном ямбе с использованием женской и мужской рифм.
Образы и символика
Уже, исходя из заголовка анализируемого творения, можно обратить внимание на то, что в нем упоминается один из самых главных символов отечественной литературы – русская березка. Данное растение обычно и в устном народном творчестве, и в авторских произведениях символизирует Родину, Россию, родную землю, чистую, сильную и свободную русскую душу.
Также в тексте мы видим авторское описание простого деревенского люда, местного ландшафта, исконно русских народных традиций. На это указывают следующие слова: песня, гармонь, хоровод.
Образ праздника тоже стал важным символом в стихотворении. День открытия судоходства отмечают по всей реке и по всей стране. Этим образом Твардовский показал единение и сплоченность всех русских людей. Для этого он употребляет в тексте прилагательное «разнообразный». Данный эпитет подчеркивает то, что русский народ – это огромная масса людей, живущих в станицах и городах.
Темы, настрой, проблемы
Несколько тем затрагиваются в рассматриваемом произведении автором. Поразмышляем над наиболее важными из них.
- Любовь к своему родному краю. Она поднимается и раскрывается во многих работах Твардовского. Например, в широко известном произведении «Василий Теркин». В стихе, который мы анализируем, поэт размышляет о важности родной страны в собственной судьбе и в судьбах его соотечественников, о том, какое место отводится в его сердце Родине. Литератор говорит, что она вся его и что вся родная, а также, что она большая.
- Сплоченность, единство великого народа. Несмотря на тяжесть обстоятельств, окружавших Александра Трифоновича, и на гнетущую атмосферу ссылки, автор поднимает эту актуальную тему в тексте, потому что считает, что нужно быть всегда сплоченными людьми, уметь сообща разрешать возникающие проблемы и бороться с невзгодами. Кроме того, Твардовский дает понять, как необходимо испытывать людям чувство единения, осознавать, что у них общая страна, и они принимают самое активное участие в ее жизни и судьбе, трудятся на благо великой Родины, радуются каждому трудовому успеху, хотя каждый человек по-своему индивидуален.
- Описание местного колорита, сельского быта, культурной жизни сельчан. Поэт очень реалистично рисует своим читателям особенную атмосферу деревенского праздника: березки, платки, гармонь, огоньки, песни, хороводы.
Наиболее актуальными проблемами, так волнующими Твардовского, являются следующие:
- Патриотизм. Поэт считает, что любовь к Отчизне важна для каждого из нас, что человек должен испытывать патриотические чувства, невзирая на невзгоды и лишения и стремиться улучшению жизненных условий в ней. Рассматриваемое нами стихотворение литератор создал в сложный для нашей страны период времени, когда общество было не готово к грядущим государственным изменениям, но люди были сильны духом, они умели, невзирая на нелегкую, зачастую непосильную работу, и трудиться, и радоваться сообща, весело проводить время.
- Единство нашего народа, общность советских граждан. В тексте автор завуалировал призыв советским людям к их единению и сплоченности. Он предложил всему русскому народу отметить один, важный для всех праздник, акцентируя на позитиве, не напоминая об его общих бедах.
Затрагиваются в стихотворении Твардовского и другие проблемы.
Главная мысль, идея
В этом поэтическом тексте Александр Трифонович доносит до сознания своих читателей мысли о единстве народа, о глубоком патриотическом чувстве к Родине, о неразрывной связи с ней. Это и является основной идеей текста. Литератор учит нас уважать наши национальные традиции и гордиться ими, он дает нам возможность почувствовать веяние времени, услышать звуки гармоники, ее заливистые переборы, увидеть под березками хороводы.
Еще поэт доносит до нашего сознания такую мысль: родную страну нужно любить не только в легкие, но и в трудные для нас времена. Смысловая суть анализируемого литературного творения заключена в понимании того, что необходимо почувствовать единение со своим народом, со всем тем, что входит в наше окружение.
Художественные средства
В тексте «Кружились русские березки» для передачи ярких красок праздничной атмосферы, царившей в селе, глубины чувств и эмоций лирического героя Твардовский употребил различные выразительные средства и художественные приемы.
- Эпитеты – «белые», «веселый», «разнообразный», «большой», «родная».
- Инверсии – «Кружились…березки», «пели девочки-подростки», «звучали…слова», «ходил хоровод», «справлялся праздник» и другие.
- Сравнение – пароход, «как город».
- Олицетворения – «кружились…березки», «гармонь играла…», «ходил …хоровод», «бежал… пароход».
- Гипербола – «Во все концы, во все края».
Также, для того чтобы показать всю значимость и важность такого большого и единого торжества, передать радостный настрой жителей села и гостей, всю широту и размах деревенского гуляния, красоту и величие нашей Родины, огромной страны, Твардовский использует в стихе уменьшительно-ласкательные слова – «березки», «огоньки», уточняющие и оценочные существительные – «красавец», «подростки», однокоренные слова – «родная» и «Родина», обращение – «Большая Родина моя».
Кроме того, для передачи стремительности, размаха праздника, его особенностей поэт употребляет в тексте много глаголов, среди них есть повторяющийся трижды глагол «пели», «петь», «петь». Есть в произведении и перечисление – «Кружились … березки, платки, гармонь…огоньки», которое передает веселье, зажигательность, искрометность и пестроту народного гуляния.