Анализ стихотворения Александра Блока «О, я хочу безумно жить…»
Александр Александрович Блок – самый яркий представитель поэтов серебряного века. Его романтический символизм сформировался под воздействием романсов. В своих произведениях Александр Александрович умело сочетал высокие чувства и бытовые мелочи, таким образом, создавая поэзию понятную всем. Блок отличался метафорическим восприятием мира, что ярко выражалось в его произведениях.
Содержание:
История написания
Стихотворение «О, я хочу безумно жить…» является первым в цикле «Ямбы», который поэт посвятил своей сестре Ангелине. Всего в этом цикле вышло двенадцать стихотворений, которые увидели мир в 1914 году.
Со своей сестрой Ангелиной поэт был очень близок. В 1909 году девушка решила уйти в монастырь, что для Александра стало тяжелым испытанием. Блок считал монастырь равный армейской службе, лишающий свободы человека и возможности развития его потенциала. Естественно такой судьбы для своей сестры он не хотел, но был вынужден смириться с ее выбором.
Жанр
«О, я хочу безумно жить…» – это элегия, написанная в стиле символизм и выражающая размышления автора о его роли в общественном строе.
Произведение имеет три четверостишия, в которых ямб перекликается с хореем. Стихотворение имеет цикличную рифму, заканчивающуюся в последних двух строфах перекрестной рифмовкой.
Композиция
Основа стихотворения – это монолог автора, в котором он пытается донести до читателя свои ценности и жизненные цели.
Всю композицию можно разделить на 2 части. В первой части автор рассказывает о своих целях:
«Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!»
Во второй же части Александр Александрович уже придается размышлениям, что скажут о нем потомки, метафоричный «юноша веселый»:
«Он весь – свободы торжество!»
Символизм произведения
«О, я хочу безумно жить…» – это попытка поиска смысла жизни автора, обретения бессмертия с помощью памяти потомков. Ключевым персонажем является сам Блок. Всем своим стихотворением автор буквально говорит, что хочет оставить след в этом мире. Таким образом, это наталкивает на мысль, что автор больше всего боится забвения.
Произведение имеет жизнерадостный окрас, в нем собрана надежда, мечты и любовь к самой жизни, о чем нам говорят строфы: «Он весь – дитя добра и света». Как мы видим, у Александра Александровича большие надежды на будущее, в которых он планирует не только прожить счастливую жизнь, но и поделиться счастьем с окружающими.
Художественные приемы
- Разнообразие эпитетов: «юноша веселый», сокрытый двигатель», «Сон тяжелый»;
- метафоры: «дитя добра и света», «свободы торжество»;
- риторический вопрос: «простим угрюмство?»;
- неологизм: «вочеловечить».