Анализ стихотворения Александра Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Александр Александрович Блок – русский литератор серебряного века. Писал стихи, художественную прозу, занимался литературной критикой и публицистикой. Выпустил три сборника стихотворений посвященных любви, родине и войне. В основном писал в стиле символизма и стал ярким представителем жанра.

Содержание:

  1. История создания
  2. Жанр
  3. Композиция
  4. Символика произведения
  5. Художественные приемы

История создания

Стихотворение написано в 1905 году, когда Александр Александрович перестает быть просто лирическим поэтом и остро переживает происходящее вокруг него. Основных поводов для переживания у него три. Первым поводом стала первая волна революции и расстрел рабочих возле Зимнего Дворца, в воздухе витает опасность гражданской войны, и поэт просто не может оставаться в стороне.

Вторым поводом стало поражение флота в Русско-Японской войне, когда множество соотечественников-солдат пали жертвой при сражении в Цусимском проливе.

Третий повод не такой патриотический, это личные переживания автора из-за ссоры со своим другом Андреем Белым.

Именно острые переживания и натолкнули Александра Блока на создания произведения «Девушка пела в церковном хоре…»

Жанр

Произведение написано четырех ударным дольником с перекрестной рифмовкой. Стилистика произведения – символизм. Все произведение имеет грустный, задумчивый характер, что характерно для стансового жанра.

 

Композиция

В стихотворении четыре четверостишья, которые за смыслом можно поделить на три части.

В первой части нас знакомят с девушкой, олицетворяющую собой невинность ангела. Все эти строки ради молитвы, в которой заключается надежда на светлое будущее:

«И каждый из мрака смотрел и слушал

Как белое платье пело в луче…»

В следующей части автор рассказывает нам о Храме и его прихожанах, с их бедами и надеждами:

«И всем казалось, что радость будет…»

Последним четверостишьем Александр Блок разрушает всю нарисованную картину ранее. Авто словно пытается заставить людей выглянуть дальше своего дома и своего маленького мира:

«И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, — плакал ребенок

О том, что никто не придет назад»

Последние строки очень хорошо откликаются с идеей того времени – Бог мертв и после смерти нет пути назад, есть только смерть.

 

Символика произведения

В этом философско-лирическом стихотворении поэт сталкивает действительность и мир иллюзий. Мир иллюзий это храм, где люди, словно в трансе, на что-то надеются, верят, что их слышат высшие силы и молятся. Реальность же – это новорождённый, который плачет. Младенец не способен заниматься самообманом, ему еще не свойственна слепая вера в что-то абстрактное, а значит именно он способен вернуть прихожан в настоящий мир.

Рассказчик в стихотворении не выражает никаких эмоций, он просто описывает происходящее, тонко подмечая детали, но остается, словно за ширмой.

Основная мысль Александра Александровича – это ценность человеческой жизни, которую никакой верой и иллюзиями нельзя вернуть назад. Своим стихотворением он пытается достучаться к людям, чтобы доказать, что ни одна война, ни одна революция не стоит пролитой крови. Геройские подвиги, революции, победы в войнах – это всего лишь иллюзии, а правда – павшие в бою «никогда не вернутся».

 

Художественные приемы:

  • Цветовой символизм: «белый»;
  • метафоры: «пел голос», «корабли ушедшие»;
  • эпитеты: «усталые люди», «чужой край».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector