Анализ сказки Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница»
Животное лягушка уже давно стало литературным персонажем и причем, по большей части, положительным. Достаточно вспомнить произведение «Царевна-лягушка», в котором центральная героиня – умная, трудолюбивая, добрая девушка – предстает перед нами в неприглядном и даже отталкивающем облике квакушки. А вот наш русский писатель В.М. Гаршин в своем сочинении «Лягушка-путешественница» представил образ квакши совершенно иным, наделив его как положительными, так и отрицательными качествами. Он сделал его весьма поучительным и для детей, и для взрослых, потому что взрослые воспринимают совсем иначе эту знакомую с детства историю и ее немногочисленных героев.
Содержание:
История создания
Сказка «Лягушка-путешественница» увидела свет в 1887 г., ее напечатали в журнале для детей «Родник». Она была последним творением Всеволода Михайловича. Вскорости после ее издания жизнь Гаршина трагически оборвалась. Мужчина страдал психическим расстройством, уже несколько месяцев он не мог спать, и его мучили приступы. Писатель собирался ехать на Кавказ, поправить свое здоровье, но не стерпел мучений и выбросился в лестничный пролет. Невзирая на жуткое самочувствие, Гаршин был в работе до того рокового дня. Поражает то, что, находясь в таком состоянии, автор нашел в себе мужество сочинять сказки и отразить в них много позитивного, доброго, светлого.
В рассматриваемом нами произведении Гаршин зашифровал тайное послание будущим поколениям, в котором изложил свои взгляды на устройство мира и на жизнь. Писателю удалось это сделать так, что и маленьким, и взрослым читателям становится понятен и близок ход его мыслей.
Жанр, направление
Сочинение Всеволода Михайловича является авторской сказкой. На принадлежность его к этому жанру указывает то, что у произведения есть конкретный автор, этот признак отличает его от народных сказок.
Невзирая на сказочность сюжета, в произведении весьма реалистичные персонажи и их окружение. В него автор включил описания русских пейзажей: порыжевших полей, посветлевших осенних лесов, водоемов.
Литературное направление, в котором написана сказка, – магический реализм. В ней писатель совмещает художественное обрамление и достоверность, глубину смысла и детальность, реалистичность происходящего и фантастику.
Композиция и конфликт
Сказка имеет линейную композицию. Такой принцип характерен для большого числа литературных творений. Он выражается в следующей схеме:
- Завязка. В ней описывается жизнь болотной лягушки, появление уток на водоеме и утиный разговор, из которого становится известно о теплом и чудесном юге. Лягушка предлагает уткам унести ее в прекрасные края с собой на прутике.
- Развитие сюжета. Здесь говорится о том, как утки хвалят квакушку за то, что она удачно придумала для себя способ путешествия, потом стая поднимается в небеса вместе с выдумщицей. Также автор описывает чувства путешественницы при полете: боязнь, восхищение, наслаждение, гордость за себя.
- Кульминация. Лягушкой овладевает тщеславие – она упрашивает птиц лететь более низко, чтобы с земли ее было видно людям. Она слушала, что о ней говорят, и желание похвалить себя, крикнуть, что это она придумала, привело ее к неосторожности раскрыть рот в полете. Лягушка с большой высоты падает на землю.
- Развязка. Главная героиня, к счастью, не пострадала, так как упала не на землю, а в водоем. На новом месте обитания квакушка знакомится с такими же пучеглазыми кумушками, как и она сама, и увлекает их своими историями о прекрасном юге.
В рассматриваемом произведении смысл конфликта состоит в столкновении сокровенной мечты с самолюбованием, которое не дает кому-то взглянуть на иной мир, а кому-то проявить смекалку и огромное терпение, чтобы оставить собственное «болото» и добиться желанной жизненной цели.
Центральную героиню раздирает противоречивость души: крепко держа палочку ртом, находясь высоко над землей, лягушке хочется похвастаться, какая она умная и изобретательная, и ее тщеславность, любование собой затмили ум и заставили забыть о цели полета, осторожности и страхе.
Смысл заголовка
Гаршин на протяжении сказки последовательно и легко развивает сюжет, который всем понятен и увлекателен. В заголовок он вкладывает прямой, явный смысл. Читатель понимает, что основным персонажем творения автора становится лягушка, которая отправляется путешествовать. И так как анализируемое произведение является сказкой, то такое незамысловатое название вызывает особый интерес у маленьких читателей и слушателей.
Суть: о чем?
В сказке говорится об обычной лягушке, которой захотелось пожить на теплом юге, услышав истории уток об этом крае. Квакушка оказалась изобретательной и нашла способ перелета в далекую страну. Она решила, что если возьмет ртом прутик и крепко сожмет его, то уткам будет удобно нести ее на палочке, взявшись клювами за ее края. И только тщеславие подвело квакшу. Разжав рот во время полета, она сорвалась с прутика и полетела к земле, где благополучно угодила в чужое болото.
Но квакушка не растерялась и принялась рассказывать новым приятельницам о собственных приключениях, о чудесном юге, чем вызвала у них любопытство и уважение.
Характеристика главных персонажей
Центральные герои сказки представлены списком:
- Лягушка болотная обыкновенная. Ей присущи как положительные, так и отрицательные черты. Она любознательна, так как проявляет интерес к далеким краям. Квакша обладает смекалкой, она придумывает отличный способ путешествовать с утками. Также лягушка наделена и смелостью. Она не паникует в моменты опасности, не отчаивается, пытается успокоиться. Из плохих качеств героини можно отметить хвастовство, себялюбие, тщеславие. Она старается обратить внимание окружающих на ее достижения, поразить собственными достоинствами, хочет, чтобы ее похвалили, отметили ее особенность, самобытность, непохожесть на других квакушек.
- Утки, улетающие на юг. Это добрые, сопереживающие птицы. Они дружные и сплоченные меж собой, согласны помогать квакше. Утки простодушные и доверчивые. Птицы искренне опечалены падением лягушки, одна даже пыталась ее подхватить налету.
Тематика и проблематика
Темы, затрагиваемые автором в произведении, представлены списком:
- Странствия и приключения. Главная героиня пытается сменить место обитания.
- Разница во взглядах. У каждого своя правда. Лягушки и утки по-разному относятся к миру, у них разные позиции по отношению к жизни.
- Хвастливость – плохая черта характера. В данном случае она мешает достичь заветной цели и едва не становится причиной трагедии.
- Выработка характера. Квакше приходится превзойти саму себя в стремлении покинуть свое место жительства.
Из наиболее актуальных проблем можно отметить следующие:
- Тщеславность, которая становится причиной поражения и падения. Стремление похвастаться собой и своими возможностями приводит к нарушению безопасности перелета.
- Легкомысленность. От добра добра не ищут. Героиня поступает легкомысленно, собираясь отправиться в теплые края с утками, ведь и в прежнем водоеме она жила хорошо. Не обдумав перелет до конца и поддавшись влиянию целого шквала новых впечатлений, лягушка забывает об осторожности и падает с высоты птичьего полета.
Основная мысль, идея
Несомненно, лягушка была изобретательной, находчивой, любознательной, общительной, осторожной, и это делает ее в глазах других персонажей сказки и в глазах читателей положительной героиней. Но автор своим творением хочет показать людям, что хвастовство, тщеславность принижают их достоинства и заслуги. Некрасиво хвалиться своими достижениями и одаренностью.
Самой большой ошибкой героини было то, что она не преодолела своего тщеславия. Невозможно изменить собственную жизнь, не пересмотрев своих взглядов на мир и на собственное место в нем. Потому лягушка не смогла коренным образом изменить место обитания, привычный жизненный уклад, хоть так стремилась к тому. Она не долетела до сказочно-прекрасного, райского юга, ее тщеславие не позволило ей этого сделать. А замена одного болота другим почти никак не повлияла на ее жизнь. Именно эту мысль заключил в своем произведении писатель Всеволод Гаршин.
Чему учит?
Анализируемая нами сказка показывает, насколько неудачным и даже трагичным может стать финал такого, казалось бы, хорошего начинания. А причиной этому может стать обычное хвастовство. Желание полюбоваться собой, похвалиться, было настолько сильным, что превзошло все остальные намерения героини. Автор хочет сказать людям, что быть более сдержанным, скромным – это куда лучше и может принести больше пользы, чем тщеславность и самолюбование. Эти качества далеко не всегда ведут к конечной цели, наоборот, мешают ее достижению.
Человек порядочный, скромный и тактичный не будет на всех углах кричать о собственных успехах и заслугах. Ведь, жаждая услышать одобрение окружающих, человек отклоняется от своей цели, теряет ее из виду и не достигает. Поразмышлять о том учит нас рассматриваемое произведение.
Критики о «Лягушке-путешественнице»
Отечественный писатель А.М. Горький так сказал о Всеволоде Гаршине:
«Лицо почти героическое, изумительной искренности, великой любви сосуд живой».
О сказке «Лягушка-путешественница» тоже было высказано много добрых слов. Г.А. Бялый, литературовед, говорит о ней следующее:
«Есть что-то знаменательное в том, что последние слова Гаршина были обращены к детям, и что последнее его произведение светло и беспечально. Это произведение — как бы живое свидетельство того, что радость жизни не исчезнет никогда, что «свет во тьме светит». Гаршин так думал и чувствовал всегда».
О неразрывной связи с жизнью творений Гаршина писал и Глеб Успенский, литературный критик:
«…в его маленьких рассказах и сказках, иногда в несколько страничек, положительно исчерпано всё содержание нашей жизни, в условиях которой пришлось жить и Гаршину, и всем его читателям. Говоря — «всё содержание жизни нашей», я не употребляю здесь какой-нибудь пышной и необдуманной фразы, — нет, именно всё, что давала наиболее важного его уму и сердцу наша жизнь (наша — не значит только русская, а жизнь людей нашего времени вообще), всё до последней черты пережито, перечувствовано им самым жгучим чувством и именно потому-то и могло быть высказано только в двух, да еще таких маленьких, книжках».