Анализ рассказа В. М. Шукшина «Боря»

Творчество Василия Шукшина не теряет своей актуальности с течением времени. Это легко объяснить избираемыми писателем темами для своих произведений. Рассмотрим одно из них более детально.

История создания

История создания рассказа «Боря» не освещена в критике. Известна лишь дата первой публикации его в журнале «Сибирские огни» — в 1973 году. Так как писатель много сюжетов для своих произведений заимствовал из собственной жизни, можно предположить, что данный рассказ также в некотором роде биографичен. Творческое наследие писателя по сей день активно изучается исследователями и, вероятно, в скором времени, информация о рассказе обогатится новыми сведениями.

Жанр, направление

Произведение «Боря» отличается небольшим объемом и сюжетом, включающим всего два эпизода. Также здесь мало персонажей. Исходя из этих наблюдений, можно сделать вывод, что перед нами – рассказ.

В 1960-80-х годах широкое распространение получает «деревенская проза». Шукшин принимает в этом активное участие. Отличительной чертой данного направления является наличие героев из простого народа, изображенных в типичных ситуациях. Таким произведениям свойственна реалистичность изображения и сведения художественного языка до состояния живой речи.

Смысл названия

Для своего рассказа автор выбирает название «Боря» и это не случайно. Сразу становится понятно, кто главный герой произведения и о ком пойдет речь дальше. Шукшин, используя для имени основного персонажа уменьшительно-ласкательную форму, желает тем самым породнить его с читателем и показать свое отношение к нему.

Суть: о чем?

«Боря» — это история одного молодого парня, 27 лет. Он болен умственно – его развитие застыло на отметке 2 года. Герой добр и красив внешне, он безобиден и безопасен для общества. Единственный раз в жизни испытав приступ злобы в адрес родителей из-за не купленных ему цветов, он попадает в лечебницу для душевнобольных. Борис в своем поступке раскаивается и очень хочет попасть домой.

В это время в лечебницу попадает еще один пациент, которого автор неласково именует «гориллой». Такое сравнение не случайно – персонаж обладает неопрятным внешним видом, плохими манерами и довольно низким интеллектом. Вся его жизнь сводится к унижению окружающих и это, как ни странно, доставляет ему особое удовольствие. С невежеством гориллы пришлось столкнуться и Боре: однажды тот заставил несчастного съесть сигарету. Когда этот случай дошел до руководства больницы, «пацана» отправили домой за нарушение режима. Но, как известно, зло не бывает безнаказанным: горилла попадается в руки к смелым ребятам и уже они преподают ему урок хороших манер. С уходом нерадивого пациента в лечебнице все встает на свои места.

Главные герои рассказа

Рассказчик – философ и наблюдатель. Обитатель больницы. Испытывает сострадание к Боре и входит в его положение. «Гориллу» – же, напротив, осуждает и не одобряет.

Борис – главный герой произведения. Парень двадцати семи лет. Он «особенный» для общества, так как немного неполноценен.

«Горилла» — человек, глубоко безнравственный, безразличный к чужому горю.

Темы

Тематика анализируемого текста весьма обширна. Это и параллель между внешним обликом и внутренним миром человека, и тема людских взаимоотношений. Также затронута важная тема восприятия обществом «особенных» людей.

Основная тема рассказа сосредоточена вокруг жизни и проблем людей с особенностями развития. Их внутренний мир сложно понять остальным, они зачастую несчастны и обижены. Хотя «особенные» и отличаются от нас, но они также достойны счастья. Мы все должны стремиться помочь таким людям и не гордиться своей «полноценностью».

Тема семей, воспитывающих неполноценных детей, тоже имеет место в повествовании. Родителям Бори приходится трудно, но мы не можем их осуждать, ведь это очень тяжелая ноша. Они сталкиваются с проблемой общения со своим сыном и в какой-то момент, не выдержав, принимают решение изолировать Борю.

Принятие обществом неполноценных людей — это тоже важная тема, призывающая к размышлению. Порой общество не способно обеспечить достойные условия для их содержания и оттого обрекают несчастных на страдания.

Проблематика

Основная проблема, которую поднимает автор в рассказе «Боря» — человеческая неоправданная жестокость. Агрессия в данном произведении как-будто бы делится на два типа: первая исходит от Бори, главного героя, а вторая – от «гориллы». И читателю сразу становится ясно, что проявляется это чувство у разных людей по-своему. По этой причине автор и не желает ставить их на один уровень.

Борис, в силу своей природной недалекости, не способен адекватно отличить хорошее от плохого. Он искренне сожалеет о содеянном дурном поступке и не желает больше такое повторить.

«Пацан» же, вполне разумен, он сознательно творит гадости и беззакония, и ему нравится образ его жизни. Исправляться он не желает.

Также, Шукшин делает упор на проблему трудной жизни «особенных» людей. Очень часто они попадают в опалу, и вынужденно терпят унижения и оскорбления от людей, чьи моральные принципы оставляют желать лучшего.

Основная идея

Идея и проблематика рассказа тесно связаны. Борис и «горилла» — личности полностью противоположные. Будучи немного неполноценным, Борис, тем не менее, не лишен моральных принципов. Он изображен гуманным и добрым к окружающим его людям. «Горилла» же, напротив, здоров физически, но болен духовно. Его мало интересует человеческая ценность, он тратит свою жизнь на вредительство и причинение боли близким.

Борис являет собой пример настоящего человека, глубоко нравственного и сострадательного. Но в обществе он становится изгоем, которого изолируют в силу его болезни.

Смысл рассказа «Боря» состоит в том, опасения должны вызывать люди жестокие и больные морально, а не такие, как Борис – безобидные и битые судьбой.

Чему учит?

История Бориса нравоучительна. Она показывает, что внешность человека значения не имеет, важна душа, важны чувства. Автор, посредством своего творения, учит нас терпению и добродушию.

Также, каждому человеку необходимо научиться отвечать за свои поступки, прежде чем что-либо предпринять, важно подумать о последствиях, дабы не причинить никому вреда.

Художественные особенности

Использование автором различных средств художественной выразительности преследует цель как можно глубже погрузиться в специфическую атмосферу произведения.

Отличительной особенностью рассказа «Боря» является наличие большого количества речи. Здесь и длительные монологи рассказчика, и диалоги обитателей больницы. Именно через речь автор раскрывает личности своих героев, знакомит читателя с их внутренним миром.

В произведении много специфических слов, с их помощью Шукшин достоверно передает стиль общения персонажей. Например, в речи Бори присутствуют такие: «пидет» – придет, пивет – привет, «атобус – автобус, «што» — что.

Автор, рисуя портреты своих героев, обильно пользуется эпитетами: «здоровенный», «полный», «крупный» и прочими.

В тексте рассказа можно отыскать риторические вопросы, призывающие к размышлению: «Что же жизнь – комедия или трагедия?», «… неужели он злиться умеет?» и прочие.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector