Анализ рассказа «Дураки» Тэффи

Тэффи известна в литературе как автор ироничных едких произведений, обличающих пороки общества. Рассказ «Дураки» — также, о наболевшем. Люди, погрязшие в безнравственности, и не осуждающие свои недостатки, деградируют, разлагаются морально сами и портят общество.

История создания

Надежда Александровна Лохвицкая – настоящее имя русской писательницы Тэффи. Еще с юношеских лет Лохвицкая увлекалась писательством, но печататься начала значительно позже.

Начало творческого пути Тэффи по времени совпало с Первой русской революцией. Первые ее произведения – пародии, фельетоны и эпиграммы, объединенные злободневной тематикой, как грибы после дождя, стали появляться в различных сатирических изданиях. Так, постепенно, у писательницы и определился свой неповторимый стиль письма – в жанре юмористического рассказа.

Свое предназначение, как писателя, Тэффи понимала в обличении человеческих недостатков, пороков, в несовершенстве человеческой природы. И, нужно заметить, она в этом весьма преуспела. Ее произведения отличаются остротой повествования, наличием обличительного сарказма и иронии.

Рассказ «Дураки» Тэффи создала в 1912 году и включила его в сборник «И стало так».

Тема

«Дураки», как и прочие произведения Лохвицкой, — о человеческих пороках. При помощи тонкого юмора и попадающей точно в цель иронии, автор мастерски «бичует» людское самодовольство, глупость и напыщенность. Тэффи уверена, что дураки не так уж глупы на самом деле, ведь они догадались представляться умными и рассудительными перед обществом. Они, при помощи ложно-мудрых разглагольствований умело дурачат окружающих, пускают им пыль в глаза.

Автор ни в коем случае не старается задеть естественное отсутствие интеллекта или природную глупость, основной своей целью она ставит высмеивание высокомерия некоторых представителей общества, которые мастерски безо всякого зазрения совести выдают себя за мудрецов.

Качество характера, по мнению Тэффи, выдающее «дураков» – неудержимая страсть к учительству и безмерное самодовольство. Они не умеют признавать свои ошибки, считая себя единственными авторитетами и высочайшими носителями истины.

Герои Тэффи размышлять не умеют. Они чрезвычайно глупы и не развиты. Такие люди просто отказываются от развития и приобретения знаний в силу врожденной интеллектуальной лени. Они стараются скрыть свою тупость и недалекость, применяя в своей речи много чужих слов и цитат, значение которых им вряд ли известно.

Тэффи не просто стремилась показать и высмеять социальных изгоев, ее цель гораздо выше – писательница призывает задуматься над этой непростой ситуацией, она желает растормошить людей. За искусным юмором в новелле скрываются животрепещущие темы.

Еще одной отличительной особенностью «дураков» у Тэффи обозначена мнимая серьезность их. Именно за ней прячется их истинное лицо. Они глупы, так как в их жизни нет места развитию, и они никак не желают выйти из привычной зоны комфорта, дабы не ошибиться где-нибудь. «Дураки» — это уже утраченный слой общества, они погибли духовно по собственному желанию и разумению.

Композиция

Композиция анализируемого рассказа чрезвычайно необычна. Ради привлечения внимания к произведению и создания диалога между автором и читателями, Тэффи прибегла к такому построению рассказа, основными принципами которого явились мозаичность и фрагментарность повествования. Элемент «общения» между пишущим и читающим  очень хорошо раскрывает нутро героев рассказа, представляющее собой зияющую пустоту.

Жанр

Излюбленным жанром Тэффи всегда были юмористические рассказы. Надежду Александровну даже окрестили «королевой русского юмора». Анализируемое нами произведение также относится к данному жанру. Характерным признаком его является непринужденное и гармоничное сочетание противоположных элементов — радости и печали, комизма и трагизма, высмеивания героя и искреннее сочувствие к нему.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector