Анализ произведения «Золотой петух» (А. Куприн)

О рассказе

Рассказ создан А. И. Куприным под эмоциями от французской природы. Лирика, составляющая рассказ, указывает читателю на то, что даже обыкновенные вещи могут быть прекрасными и увлекательными. Об этом рассказе и пойдёт речь в статье.

История написания

Автор написал произведение за границей. Во время происходящей Гражданской войны Куприну, выступая на стороне Белых, не удалось остаться на Родине. Эмигрантам в те времена было тяжело: адаптация в непривычной военной среде и поиск достойной работы были не легки. Очарование красот французского Виль-д’Аврэ в 1923 году и подтолкнуло автора на работу над повествованием «Золотой Петух». Благодаря литературе он преодолевал все сложности судьбы. Он постоянно писал, хотя и не мог знать точно, будут ли опубликованы его труды.

Стилистика золотого петуха

Рассказ содержит эмоции самого рассказчика, лирические зарисовки и наполнен сравнением и описанием.  Важное значение Куприн придает процессам внутри окружающего мира и описанием красоты природы. Реалистичность направлению придаёт детальное и четкое описание  обычного утра.

Основная идея и направление

Автор восхищается величественностью и могуществом природы – от аромата трав до петушиного крика, что обуславливает отсутствие конфликта в повествовании.  Но в конце повествования всё-таки можно уловить критическую нотку. Рассказчик критикует себя за сухое сердце и за то, что петух священно восторгается своим «золотым» богом, воспевает солнце как не может человек.

В рассказе «Золотой петух» в том и заключается идейная мысль автора: человеку трудно понять чувство созданных природой существ. Люди утрачивают ощущение радости, неделимости с окружающей их изяществом.

Композиция «Золотого Петуха» очень интересна динамичностью: с умиротворенного и эстетичного утра автор переходит на описание контраста, которым выступает крик утренней птицы. Пронзительная и сильная песня петуха оживляет всё повествование.

В конце этого рассказа резкость действий наращивается. Куприн в финале пишет о масштабности утреннего петушиного хора, о том, что вовлечено и как распространено данное явление. И лишь с появлением утреннего солнца поток лирических размышлений прекращается. По словам автора, всё пронизано солнечным светом, никто не умел поймать момент появления солнца. Автор подмечает, что с появлением солнца всё окрашивается в розовый или розово-золотой цвет.

Повествуя о связи песен петуха и восхода солнца, автор приходит к выводу, в котором люди, всё-таки, тревожат петуха и остается с рассуждением о происходящем.

Суть «Золотого Петуха»

Название можно интерпретировать с разных сторон.

  1. С одной стороны, Золотым Петухом автор описывает простого петуха, перья которого в лучах нежного солнца блистают, когда он начинает свою песню. Автор также называет золотыми и сами песни петуха.
  2. Вторая сторона названия взята из сравнения Золотого Петуха и дневного светила. Рассказчик сравнивает петуха, начинающего своё утро перед восходом, и солнце, также торопящегося к встрече с петухом и утром. Они схожи: являются символом пришедшего нового дня и просыпаются раньше человека.

Суть рассказа

Куприн описывает очарование и резкость петушиных песен, природу утра, главное внимание уделяя описанию первых петушиных возгласов. Автор рассуждает о том, что вызывает крик птиц: определенный день в году? Или крик петуха празднует «в честь памяти трёхсотого тысячелетия Древнего Петуха — прародителя всех петухов в мире»?

Автор настолько восхищен происходящим, что даже интересуется у одного их петухов о смысле его участия в хоре. Финал этих размышлений приводит рассказчика к выводу, что он не сможет испытать такой восторг от восхода солнца, как эта птица. Людям доступна простая радость, наслаждение приятными моментами.

Главные действующие лица рассказа

Автор  творческий и чуткий человек. Эмоционально восхищается красотой во всём. То, с какой поэтичностью описана природа наталкивает на мысль, что автор чуткий человек. Несмотря на все трудности автор всё равно радуется восходу и утру.

Петух — Птица достойная и надменная. Из-за непонимания не придает внимание на человека.  Автор описал петуха как птицу грамотную, гордую, умную и преданную своему заданию.

Солнце  Солнце автор сравнивает с богом, с  Фениксом.  Огненный шар, символизирующий начало нового дня. Дневное светило описано наряду с петушиным резким хором и играет основную роль.

Темы рассказа

  1. Очарование, контрастность и необыкновенность утра.
  2. Природа и человек. Человек несовершенен в отношениях с природой. Автор хочет донести идею о первозданном. О неделимости природных процессов.

Основная идея

Автор описал красоту, контраст и очарование природы. Также рассказчик указывает на то, что некоторые не видные взгляду природные процессы происходили веками. Основная мысль рассказа о том, то человеку нужно учиться видеть прекрасное в самом обычном.

Стилистика написания

Рассказ написан понятным языком. Составлен с помощью олицетворений, эпитетов и сравнений. Обилие и разнообразие средств литературного слога позволяет Куприну эмоционально и подробно описать природу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector