Анализ произведения М.Ю. Лермонтова «Дума»

М. Ю. Лермонтов является классиком и почитаемым автором уже не один век. Каждому уважающему себя человеку знакомо его имя. Помимо неповторимых романтических произведений, поэм о свободолюбивом юноше и других выражений тонкой душевной организации, Лермонтов известен и остросоциальными работами. «Дума» — именно такое философское размышление поэта.

История

Сие произведение было написано в 1838 году. Лермонтов писал его уже в зрелом возрасте – 24 года. Именно в этот период поэт начинает чаще рассуждать о поколении своих современников, которое резко осуждает, однако к будущему относится не лучше: презрение – единственное, что можно чётко уловить в мыслях поэта.

На написание «Думы» Лермонтова натолкнула первая ссылка на Кавказ. С коллективом найти общий язык не получалось, из-за чего Михаил чувствовал себя белой вороной. И хотя тонкая натура писателя ощущала подобное не только в ссылке, именно это событие столкнуло Лермонтова с реалиями жизни: молодые офицеры, будущее страны, относились к ней равнодушно, даже апатично. Более всего их интересовал праздный образ жизни и собственный комфорт. Разумеется, пылкие речи обеспокоенного Михаила не трогали эгоистичных офицеров. Юному таланту оставалось только замыкаться и делиться своим одиночеством с бумагой. Лермонтов любил родную страну, но себя относил к оппозиции действующей власти и конформистского общества, несмотря на его поддержку.

Жанр

Определённости жанра нет. Стихотворение можно отнести и к элегии, и к сатире.

  • На элегию указывают композиция и размер произведения. Написанное шестистопным ямбом, оно делится на пять строф: одна состоит из двенадцати строк, а четыре других – из восьми. Именно такой объём обеспечивает медленное и «загруженное» прочтение, что, несомненно, позволяет более внимательно отнестись к сути.
  • Сатира же проявляется в тематике и направленности произведения: поэт язвительно обличает порочность общества, описывает прошедшее и грядущее с явным негодованием.

Символика, образы

  • Безусловно, задевается проблема отцов и детей. Именно «ошибки отцов» герой считает причиной бездеятельности и безынициативности современного поколения. Под ошибками подразумевается декабристское восстание (1825 г). Попытка что-то изменить, которая не увенчалась успехом, убеждает молодёжь, что любое стремление к справедливости, выражение личного мнения не имеет смысла. Соответственно, с малых лет жизнь томит их, а опасность вызывает позорное малодушие.
  • Лирический герой не обманывается и считает себя частью современного поколения. Однако осознанность и печальный взгляд на недостатки сверстников невольно выделяют его из общей массы. Он грустит о своей безысходности, ведь ярмо времени тянет его в праздность. Даже потомкам он не сможет оставить что-то стоящее. Он – заложник судьбы, обречённый нести бремя закономерностей исторических и социальных.
  • Люди вокруг воспринимаются героем, как бездушное общество без духовности. Ни ценностей, ни стремлений, ни убеждений у таких существ нет. Однако герой не отрицает, что неразрывно связан с обществом и является таким же, как и они. Их объединяет вечная нить, обусловленная историческим прошлым.
  • Ранний плод – символ современного поколения. Люди рано взрослеют, рано увядают, но их существование не несет никакой пользы. Будто фрукт, что не обрёл ни запаха, ни вкуса. Их ум погублен праздностью, а душа разлагается от несвободы.
  • При прочтении цепляют глаголы «извлекли» (подразумевается сок), «иссушили». Этими словами автор намекает на увядание и гибель поколения. Они не ощущают вкуса, сока жизни, вынужденные скрывать свои эмоции и чувства, дабы не нарваться на насмешки лицемерного общества.

Тематика и настроение

Несмотря на небольшой размер стихотворения, тематика его более чем обширна.

  • Главной темой выступает сущность представителей современного поколения. Герой не верит в светлое будущее своих сверстников. По его мнению, общество существует бесцельно, бессмысленно. Для чего жить, если нет разницы между добром и злом, нет принципов, нет стремления к лучшему.
  • Причина же происходящего – преемственность между поколениями. Именно «ошибки отцов» привели к бездействию, безынициативности «детей», которым теперь не хочется стремиться к знаниям, быть двигателями прогресса. Герой переживает и о том, что его поколение не сможет оставить наследникам даже печального опыта. Им просто нечего оставлять.
  • Лермонтов не смог обойти и тему власти. «Дума» выражает всё его презрение к ней. Юный Михаил не мог не заметить, как отстранились от жизни страны дворяне после восстания декабристов. Они предпочли закрыть глаза на проблемы общества, погрязнув в удовольствиях, обеспеченных собственным положением. Поэтому неудивительно, что поэт назвал их «презренными рабами».
  • Произведение пронизано минором. Тоска, печаль, сожаление, безысходность – вот, что приходит на ум во время прочтения. Однако обличая пороки и недостатки поколения, герой не забывает и о собственной причастности к нему.

    Проблематика

Проблемы стихотворения вытекают из основной идеи. Это пороки людей, которые поэт осуждает.

  1. Лицемерие.
    Страх перед обществом, нежелание быть осмеянными привели к сокрытию истинных чувств и душевных порывов современниками Лермонтова. Безусловно, такой подход к жизни лишает человека удовольствия, радости, искренности. Чтобы не потерять нить коммуникации с обществом, людям приходилось изображать наигранные эмоции, озвучивать только циничные речи. Это не позволяло раскрыться молодой и мятежной душе. За ролью терялись настоящие, возможно, великие личности, а радость молодости просто проходила мимо.
  2. Праздность.
    Дворянам не нужно было работать, отдавать долг Отчизне. У них было всё для хорошей жизни. И это «всё» обеспечивал непосильный крестьянский труд. Труд людей, которых не знали, но презирали. Безделье несёт за собой только развращение. Именно это происходило с ровесниками Лермонтова. Зачем стремиться к лучшему, развивать и прославлять страну, если и так всё есть?
  3. Равнодушие и цинизм.
    Лермонтова, обладающего тонкой душевной организацией, возмущала пустота современников. Они были остры на язык, не боялись задеть или оскорбить окружающих едкими высказываниями, которые, впрочем, несли мало смысла. Ничто не могло задеть их чувств, которых, вероятно, просто не было. Даже любовь была скорее случайностью и проходила быстрее, чем появлялась.
  4. Бессмысленность существования.
    Поколение, к которому относился и сам Лермонтов, не задумывалось о смысле жизни. Их целью была успешность в глазах других. Надменное выражение лица, высокопарная речь – всё, что нужно. Светские сплетни, интриги и заговоры – все интересы. Лирического героя страшат последствия такого поведения. А именно укор сыновей, обращённый к промотавшимся отцам.

Основная идея

«Дума» — это философия, облачённая в лирику. Большую часть произведения занимают размышления автора. Лирический герой отмечает скрытые порывы души своих современников, но не видит позитивного будущего для них, потенциально обрекая поколение на бесполезное существование. Какую пользу могут они принести потомкам, если не могут дать ни высоких стремлений, ни тяги к знаниям и развитию, ни даже базовой любви. В этом заключается главная мысль стихотворения.

Эта идея не оставит Лермонтова, и он будет развивать её дальше. «Герой нашего времени» — более подробные размышления на этот счёт. Безнравственный и циничный Печорин является типичным представителем «пропащего» поколения. Несмотря на незаурядные способности во многих отраслях жизни, Печорин не принёс обществу ни капли пользы, растратив свой потенциал на бессмысленное существование.

Тропы

Лермонтов всегда точно передаёт атмосферу ситуации, облик героя. Даже без умения читать между строк, можно увидеть равнодушные, скучающие глаза, пустой, полный презрения взгляд, ехидную ухмылку. Но это невозможно изобразить без художественных приёмов.

Неотъемлемой частью произведения является метафора. Она встречается почти в каждой строфе.

  • Преемственность поколений и пагубное воздействие опыта предков на молодёжь явно прослеживается уже в первом восьмистишии:

 

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…

 

  • Равнодушие современного поколения Лермонтов выразил сравнением с чужим праздником, ровный путь указывает на бесцельность:

 

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом…

Чтобы стихотворение читалось более монотонно и порицательно, поэт использует анафору. Предпоследняя строфа передаёт высшую степень отчаяния героя:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный…

Эпитеты олицетворяют презрение лирического героя к настоящему, прошлому, окружающим:

презренные рабы

тощий плод

толпой угрюмою

 

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector