Анализ произведения «Дом с мезонином» (А.П. Чехов)

Чехов удивителен. Своим неповторимым даром, он открывает истины, в неприметных вещах, о которых мы рады забыть. В рассказе открывается психология самых разных персонажей помещенных в хронотоп дома.

Как создавалось произведение

Это произведение рождалось долго. Об этом говорят черновые записи.
Также есть свидетельства, что некая Мисюсь была возлюбленной писателя. Доподлинно не известно существовала ли она в действительности.

Считается, что Женя Волчанинова та самая Мисюсь – это дочь А. Н. Турчанинова – Варвара. Они похожи и внешне по описанию, и сходство фамилей очевидно.

Главный герой, скорее всего, воплощает в себе пейзажиста И. Левитана. Знакомая лингвистка Чехова Щепкина-Куперник рассказывала об отношениях художника со своей женой С. Кувшинниковой. Левитан в них предстает в трепете увядания тяги к жизни, как и главный герой «Дома с мезонином».

Кроме того, рассказ стал не просто историей любви за чаепитием, а поднял проблему бюрократии в земствах.

Каков жанр произведения и его направление

Стоит заметить, что «Дом с мезонином» – это все же рассказ, потому что в нем есть лицо, которое рассказывает о событиях. А по направлению Чехов придерживался реализма, описывая проблемы своего времени через события произведения.

Описывая чувства и противоречия внутри героя, Чехов приблизился к литературному Экзистенциализму, на сто лет предвосхитив это направление.

К тому же в рассказе есть жанровое разнообразие. В частности, хронотип; любовная линия не возникает на почве конфликта взглядов.

Про что произведение

Рассказчиком является известный пейзажист родом из Петербурга, который гостит в имении у Белокурова. Тут его встречает меланхолия и душевная опустошенность. Ему становится неуютно, поэтому он много времени начинает уделять прогулкам.

Одна из таких привела его к дому с мезонином, за которым начиналась деревня. Возле дома он видит двух девушек одна – старшая очень красива, младшая не настолько красива, но очень обаятельна.
Прошло время, и та встреча была позабыта, как вдруг в поместье к Белокурову пришла старшая — Лидия Волчанинова. Будучи активисткой, занимается земством. У Белокурова просила помощи для погорельцев. И предложила заглядывать к ним в гости вместе с рассказчиком.

В итоге между старшей Лидией и художником возникает конфликт мнений. А в младшую Женю или по-детски Мисюсь он влюбляется, после чего Мисюсь вместе с матерью уезжают в Европу. Интересно то, что эта связь с Волчаниновыми возродили в нем желание писать. Рассказчик возвращается в Петербург, и через время встречается в поезде с Белокуровым, он рассказывает, что Лидия победила в выборах в управление земством.

Рассказ заканчивается меланхолическим вопросом: «Мисюсь, ты где?».
Он главный рассказчик. Он образован, но очень устал. Работа дается ему с трудом. Он способен любить, но малодушие ему не позволяет открыться. Даже влюбившись, ищет возможность для самобичевания.

Лида Волчанинова

Старшая сестра. Очень красива, деятельна. Работает учительницей в школе за 25 рублей. Содержит себя сама. И считает, что забота о крестьянах сможет развить общество и консолидировать его.

Женя Волчанинова

Очень похожа на старшую сестру, но значительно более мягкотелый ее аналог. Не может найти себя. Ее воспринимают как ребенка, она блуждает в потьмах сомнений, оттого и находит близкую душу в лице художника, тот и сам не в состоянии найти себя.

Екатерина Павловна Волчанинова

Является матерью. Была красивой когда-то, но растеряла это с годами. Она испытывает рассеянность по старости и во всем соглашается со старшей дочерью, чтобы не породить конфликта. Она боится, что поражение в споре ударит по ее самолюбию.

Белокуров

Помещик, который тонет в лености. Он почти не работает. Платежи его постоянно просрочены. Кажется, что все, что ему нужно – это сочувствие. Напоминает Обломова.

Любовь Ивановна

Живет с Белокуровым. Подстать ему во всем. Снимала у него часть дома, но потом заслужила доверие. Она некрасива, иногда плачет мужским голосом.

Темы

Произведение богато на темы, которые можно поднять на экзамене:

  • Надежда. Каждый персонаж произведения живет надеждой, хотя мало кто ее проявляет.
  • Любовь. Чехов всегда поднимает вопросы романтики. Тут любовная линия касается Жени и художника.
  • Глупость. Это то, что мешает воплощать свои идеи. Лишает мир свершений. Главный герой способен на многое, но глупость мешает ему проявить себя.
  • Отчаяние. Главный герой полон этого чувства. Он приехал в деревню с ним и расстался с Женей, и живет с ним дальше. Он не ищет Женю, потому что и сам потерян.

Проблемы

Проблематика очень полезна. Управление земством и бюрократия. Монологи Лидии открывает читателю проблемы крестьян, которым не хватает медицины и образования. Причиной проблем встает коррупция Балагина, который сделал уезд местом работы своей фамилии. Как достигнуть счастья. Даже самые простые женские и мужские потребности становятся недоступными, потому что «не положено», «засмеют». Мнения о прогрессе рознятся. Это хорошо видно на конфликте между Лидией и художником. Он показывает, насколько разобщены люди в обществе.

Основная идея

Главная мысль рассказа состоит в том, что каждый, скорее всего, хочет, чтобы в мире стало лучше. Однако, они при этом хотят, чтобы для них в новом мире нашлось теплое местечко. Чтобы Лида могла заниматься своими ежедневными хлопотами, чтобы художник всегда находил возможность испачкать свой камзол. Утром от работы с холстом, а вечером от еды бутерброда. Но нужна ли в этом мире любовь? Конечно! Куда же без нее?

Чему учит произведение

В этом произведении автор говорит о том, что во главе жизни человека должна быть какая-то цель. Деятельность рождает плоды, а бездействие только порождает плохой пример. При этом он показывает, что все же любовь ситуативна, и иррациональна, тогда как дела вечны. Всегда будут баталии вокруг отношений и расставаний, и всегда будут работать врачи, заседать парламентарии, преподавать учителя.

Критика

Это великое произведение! Поэтому критики было много. Рассказ Чехова прочли и прогневались, а кто-то раскис.
И. Ясинский заметил, что в произведении нет никакой конкретики относительно архитектуры, хотя в названии она присутствует.
Т. Полнер при этом говорит о том, что это и хорошо, что рассказ похож на некий особый репортаж, где есть череда зарисовок.
Р. Сементковский был недоволен образом Лидии. Претензия на восходе суфражизма вполне обоснована.
И. Игнатов, как и большинство других критиков, пришли к выводу, что образ художника все же основной по своей интересности. При этом он совершенно бессилен с творческой точки зрения. Поэтому он не вдохновляет.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector