Анализ произведения А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

В основу трагедии «Моцарт и Сальери» легла загадочная и доныне неразрешенная загадка гибели известного австралийского композитора Вольфганга Моцарта. Произведение было написано Пушкиным в 1830 году, а через год предстало перед читателями в альманахе «Северные цветы».

История создания

Опираясь на исследования о творчестве великого писателя, можно предположить, что идея о создании трагедии зародилась в его голове еще в 1826 году. То время было для Пушкина необычайно плодотворным, и получило название болдинской осени. Именно тогда были созданы гениальнейшие его произведения, в числе которых произведение из цикла «маленьких трагедий» — «Моцарт и Сальери». Всего таких «маленьких трагедий» автором было задумано десять, но написано было всего пять.

Главным героем трагедии Пушкин избрал Моцарта неслучайно. Имя великого композитора в начале 19 века было у всех на слуху. Его талант восхищал, а загадочная судьба будоражила умы едва ли не каждого европейца. После выдуманного Пушкиным мифа об отравлении Моцарта, эта версия его смерти прочно укоренилась в народе, став стереотипом, а имя Сальери стало синонимом «завистника».

Тема

Тема, затронутая Александром Сергеевичем в трагедии, довольно банальна – это глупая человеческая зависть. В то время как Сальери, проживший жизнь и считающий что основа любого успеха – это кропотливый труд и верные арифметические расчеты, отвергает такой фактор как гениальность, Моцарт же – молодой композитор, просто наслаждается жизнью и творит легко и беззаботно, совершенно не задумываясь о философском смысле своих действий. Музыканты дружны, но это не останавливает завистливого Сальери в попытке уничтожить оппонента за пустое растрачивание его таланта. Ведь юный Моцарт собственной избранности не понимает и воспринимает своей гений как нечто само собой разумеющееся, забывая поблагодарить небо за данное счастье.

Зависть – есть один из наиболее тяжких грехов, и для пожилого композитора она оказывается губительна: она доводит героя до убийства, тем самым разрушая его душу. В данном тексте именно зависть становится основным двигателем сюжета.

Главной мыслью трагедии является осознание того, что все проблемы находятся внутри нас. Так, человек, совершивший злодеяние, в конце концов, остаётся наедине со своей совестью, и она съедает его, не принося никакой радости от того, что казалось ранее выходом из проблемной ситуации. Моцарт отравлен, но не побежден. Даже здесь он оказывается выше недруга, решившегося на подлость. Он, умирая, изрекает гениальную фразу, уничтожившую морально его убийцу: «гений и зло – несовместимы».

Композиция

Композиция данного произведения содержит все положенные этапы: экспозицию, заключенную в монологе Сальери о жизни и искусстве, кульминацию и философскую развязку.

Трагедия состоит из двух действий, которые, в свою очередь, построены на размышлениях и речи главных действующих лиц.

Композиция закольцована болезненными монологами Сальери, которые паутиной переплетают все повествование. Начинается трагедия философскими размышлениями старого композитора, ими же она и завершается. Зависть, подобно змею, медленно и незаметно заползает в человеческую душу и убивает ее. Именно такой смысл автор вложил в свое произведение – о пагубности греховных мыслей. Зло в трагедии имеет лицо Сальери. Поначалу лишь мысль таилась в его голове, позже она воплотилась в жизнь, заставив героя совершить непоправимое, за что он будет навсегда попираем своей совестью.

Борьба добра со злом составляет внутренний стержень композиции трагедии.

Жанровые особенности

Произведение «Моцарт и Сальери», как и большинство трагедий Пушкина, написано в перенятой у Шекспира стихотворной манере – белым пятистопным ямбом.

Жанр, к которому принадлежит анализируемое произведение, предполагает наличие острого конфликта, четкой идеи, насущной проблематики и трагического финала.

Трагедия отличается небольшим объемом, простым сюжетом и малым количеством действующих персонажей. Произведение определено как маленькая трагедия в силу наличия в содержании всего двух действий. Но смысловая значимость его вряд ли может быть трактована как маленькая. В этом уникальность пушкинских «маленьких трагедий» — в малом объеме заключен огромный философский смысл и острая насущная проблематика.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector