Анализ произведения А.А. Ахматовой «Любовь»

От легкомысленного человека часто приходится услышать, что он влюбился, а от честных людей, которые привыкли бережно относиться к своим чувствам, такие слова звучат намного реже. На самом деле же – любовь больше, чем то, что не только побуждает в людях вдохновение, но и может мешать мыслить критически. По сути, любовь является отрадной зависимостью от настоящих чувств. Она способна побудить человека к невероятным свершениям. Для великой поэтессы Анны Ахматовой любовь превратилась в постоянного спутника в течение всей ее непростой жизни. При этом она не отреклась от собственных чувств к тем, кто ей дорог и является частью ее жизненного пути и творчества. Так что стоит попробовать взглянуть на это прекрасное чувство через парадигму творчества Ахматовой. Это возможно сделать, если проанализировать ее произведение «Любовь».

Как было создано произведение?

Начало 1910 года ознаменовалось тем, что юные поэты, Ахматова и Гумилев, обвенчались. Брак не стал успешным, потому что был заключен не на основе взаимной любви, а на настырности Гумилева и его удачливости: он 2 раза предпринял попытки самоубийства по причине неразделенных чувств к Анне Ахматовой. Но ему удалось выжить и достичь желаемого.При этом неверно говорить, что Ахматова относилась к возлюбленному хладнокровно. Еще после того, как ей первый раз отказали в замужестве, ее чувства к отправившемуся в Париж Гумилеву усилились.

Можно сделать вывод о противоречивых чувствах, испытываемых поэтессой к своему избраннику. Это не могло не отразиться на ее творчестве. Она выразила свои переживания в произведении «Любовь». Во время его написания она была замужем почти год. Женщина была верна супругу, но у нее сохранилось понимание противоречивости такого чувства как любовь.

Жанр, размер и направление

Это стихотворение написано в жанре «любовная лирика». Примечательно, что оно написано еще, когда на Ахматову не влиял профессионально ее супруг-акмеист. Увидев множество отвлеченных и непростых образов, можно не сомневаться, что это произведение поэтесса написала в стиле символизма, что подтверждает содержание сборника «Вечера» – беллетристики, разбавленной женской сентиментальностью, которая сдерживалась положением замужней женщины, позиционирующей себя как рационально мыслящая личность.

Это стихотворение поэтесса написала трехстопного вида амфибрахии – к этому инструменту она не однажды возвращалась. Ахматовой был сделан выбор в пользу привычной для лирики перекрестной разновидности рифмовки. При этом, мужскую рифму можно встретить в строках АА, а в ВВ получилась женская рифма.

Композиция

Это произведение отражает многогранность такого чувства как любовь. Четче всего это можно проследить в композиционной структуре стиха, включающего в себя 3 важных катрена.

Мысли поэтессы можно описать так: любовь противоречива по своей натуре (первый поэтический катрен), ее можно назвать бесподобной (еще один важный катрен), но часто это чувство поворачивается не теми местами (последний литературный катрен).

Символика и описание образов

Если говорить конкретно, в первом своем катрене Ахматовой одушевляется такое чувство как любовь. Для одушевления она выбрала образы из природы: «змейку» – языческую символику лукавства и «воркующего голубя», символизирующего мир. Поэтессой проведена антитеза названных образов. Она выбрала ассоциации, которые близки ей.

Что касается второго катрена, он является хвалебным. Он отражает позитивную сторону любви, которую Ахматова отождествляла с духовным проводником, желающим, на первый взгляд, запутать человека, но потом ведущего себя как мудрый наставник, сопровождающий от счастья до покоя.

Последний катрен характеризуется тем, что из толщи авторской сентиментальности вырывается декадентство. Поэтесса сообщает горькую правду о любви, выбирающей целью незнакомцев, которые могут вызвать неоднозначные чувства, подкрепляемые боязнью души, от которой люди бескомпромиссно зависят.

Тематика

Что касается тем, затрагиваемых в стихотворении, помимо любви, мотивирующей человека внимательнее относиться к миру и интересоваться устройством всех его аспектов, в нем описывается чувство страха. Главная героиня боится своих чувств, потому что они могут травмировать ее душу в результате неожиданной влюбленности в незнакомца или усыпления рационального начала во время его экстренной необходимости.

Затрагивается в произведении и тема уместного фатализма. Ахматова в стихотворении попыталась показать неисповедимость любовных путей. Она считает, что иногда разумно доверять собственным чувствам: они как откликаются в «молитвах тоскующих скрипок», так и ведут человека к самосовершенствованию. Поэтесса говорит о необходимости принятия силы собственных чувств. По ее мнению, не стоит стесняться своего бессилия перед ними.

Основные проблемы

Проблематика этого произведения близка почти каждому. С точки зрения Ахматовой, проблема доверия возлюбленных друг к другу исходит из конфронтации тематики страха и фатализма. Поэтесса напоминает, что человеку приходится делать выбор между такой чертой характера, как сентиментальность, в которой он находит счастье, и скептическим отношением к жизни.

А также Ахматова поднимает проблему природы такого чувства как любовь. Она считает ее противоречивым и ситуативным чувством, но говорит, что за свою любовь надо бороться.

Встречающиеся тропы

В этом стихотворении встречаются такие тропы как олицетворение. Например, «голубком на белом окошке воркует». Можно найти в нем и оксюморон (сладко рыдать), метафору (молитва тоскующей скрипки).

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector