Анализ поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»

Как и у всякого писателя, у А. С. Пушкина в определенный момент случился творческий кризис. Он полностью пересмотрел свои прошлые взгляды на романтизм, которому прежде был предан. Поэма «Цыганы» появилась именно в этот сложный для писателя период – в 1824 году. Тогда были написаны еще несколько пессимистических стихотворений: «Сеятель», «Демон», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Сцена из Фауста» и прочие, которые поэт так и не решился представить читателю – они сохранились лишь в рукописном виде.

Поэма «Цыганы» также отличается критическими настроениями, в ней автор разоблачает идеальный образ романтического героя и его безоглядное стремление к свободе.

На первый план в произведении выходит некий изгнанник, выступающий главным героем поэмы. Он – романтик, жаждущий свободы, и потому, оставив без всякого сожаления свой родной город и привычное общество, он уходит к свободолюбивым цыганам. Этот вольный народ описан автором несколько иначе, чем было в реальности. У Пушкина они веселые, шумные, счастливые, истинные же цыгане пребывали в то время в крепостном положении. Конечно же, поэт знал об этом, но такое изображение бессарабских цыган было необходимо, дабы создать главному герою абсолютно ничем не ограниченное пространство для воплощения его желанного мечтания о свободе. Герой же, получив ее, оказался неспособен признать свободными других, в частности Земфиру. Он был не готов поступиться собственными интересами и мнимыми правами ради свободы любимой. Здесь Пушкин полностью принижает идеальность лирического героя, выдвигая на первый план его эгоизм и злобу.

Свобода, неограниченная ни чем, возведенная прежде поэтом в категорию некоего романтического идеала, оказывается совершенно несостоятельной для него теперь. Именно этот переломный момент взглядов поэта мы видим в «Цыганах». Пушкин убежден, что полная свобода действий и отказ от каких-либо обязательств и рамок ничего хорошего не сулит. Более того, в общественной жизни этот факт немыслим вовсе. Поэтому старый цыган и просит Алеко уйти, ведь он для них – чужак, злой и слабый духом.

Абсолютная свобода в любви, не предусматривающая взаимных обязательств и определенных чувств, показана в поэме на примере Земфиры и ее матери Мариулы. Девушка, лишь оттого, что ей стало скучно, легко идет на измену. О чувствах Алеко она даже не задумывается.

Каждый человек подсознательно ищет счастья, добиваясь его всеми возможными способами. Так, например, Алеко, думая что счастье в свободе, глубоко ошибается. Ведь цыгане, к которым он пришел в поисках счастья, также несчастливы и недовольны жизнью, несмотря на полную свободу действий. Но, в отличие от Алеко, старый цыган имеет силу духа, чтобы смириться с отсутствием счастья, он мудр и понимает, что в жизни все временно и переменчиво: за радостью непременно последует печаль, и эта закономерность справедлива в его глазах.

Пушкин, разочаровавшись в прежних идеалах – свободы и романтического героя, метался в поисках своего нового мировоззрения, более правильного, по его мнению. Поэтому поэма «Цыганы» заканчивается достаточно трагическими нотами, мыслью о безнадежности и ощущением беззащитности перед волею судьбы, порой жестокой.

Таким образом, анализируя эту поэму молодого Пушкина, мы понимаем, что перед нами гениальное, несмотря на происходящий в душе поэта кризис, творение, признанное одним из лучших за данный творческий период. «Цыганы» — произведение, совершенное по своей поэтической форме.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector