Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных»
В этой статье мы с вами проанализируем стихотворение С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…».
Как известно, Сергей Есенин являлся одним из самых молодых, но, тем не менее, выдающихся поэтов, мастеров стихосложения, в произведениях которого отчетливо просматривается душевность. Сам Есенин жил в весьма бурное и смутное время, пережив волнения после Первой Мировой войны, революцию и Гражданскую войну.
Писал он на различную тематику, однако, тяготел к любовной лирике, а также к природной красоте, за что его в шутку прозвали Последним Поэтом Деревни. Есенин ощущал все тонкости в природном совершенстве, благодаря чему мог в подробностях и деталях описать ее сущность. Кроме того, это сказалось и на работах, которые он посвящал любви.
Содержание:
История создания стиха
Бытует множество версий, говорящих о человеке, которому он посвятил это стихотворение, из них наиболее правдоподобны следующие:
Так, по мнению некоторых историков, стихотворение «Не бродить, не мять» С.А. Есенин написал, будучи влюбленным в свою односельчанку Анну Сардановскую. Но признаться девушке в любви молодому человеку не хватило смелости. Об этом упущении он продолжительное время жалел, потому что считал свою первую любовь настоящей и чистой. Некоторые полагают, что произведение стало пророчеством, так как сельская красавица испустила дух при родах.
Сторонники второй версии выдвигают кандидатуру другой односельчанки Есенина, некой Натальи, с которой он долго общался, и они собирались обвенчаться, перед тем, как ему пришлось отбыть из Константиновки.
Однако их не обвенчали по причине малых лет. Вскоре после этого, девушка сочеталась браком с другим парнем, чем сильно обидела впечатлительного поэта.
Жанр
Произведение по своему жанру относится к лирике, при этом является своеобразным посланием. По причине плавного рифмования, необычного ритма и легкости, некоторые критики прозвали это произведение «Сон».
Кроме того, заметен символизм, который был присущ для поэтов начала двадцатого столетия, и имаженические предпочтения самого автора. То есть, чтобы осознать и понять произведение, нужно видеть оба направления в стихе.
По своему размеру произведение является дольником, потому что стихотворение имеет необычный ритм, из-за чего оно весьма эмоционально.
Образы, символика
Очень красочно и подробно описал поэт объект воздыханий героя в своем произведении, который весьма жив и правдив. При прочтении появляется образ красивой девушки, которая также проста и очаровательна, подобно природе. В образе женщины разом помещено несколько качеств, например, молодость, любовь и краса, олицетворяющие собой приближающийся конец первой любви, которая останется в душе навсегда.
Помимо этого, в произведении воспет образ родного края, который неотделим от образа первой любви. Так, юноша прощается одновременно с несколькими ценностями: с любимой и краями отчими.
Очень четкая символика преобладает в цветовой палитре. Так, символом расставания служит багряный, в то время как синий является символом любви к родине, загадочности и неизведанного. Важен для поэта желто-золотой цвет, цвет волос любимой и полей, напоминающий о близости, неразрывной связи с землей.
Проблемы и настроение
Основное настроение произведения любовное и трепетное, ведь именно из-за настоящей, чистой и светлой любви главному герою снизошел дар, благодаря которому, он начал ощущать истинную красоту окружающего мира, а также чувствовать его.
Перед читателем открывается проблематика разлуки, которая в стихотворении проступает четко, это можно заметить, когда поэт прощается душой с любимой, когда она уже не снится ему. Расставаясь с тем, о чем так мечтал, его надежды превращаются в сон. А о том, что герой любит непорочно заметно в финальных строках, в которых нет горечи, которая уступила место любви.
Смысл
Главная смысловая подоплека произведения заключается в размышлениях о расставании и любви, о чем говорит его послание.
Но, невзирая на боль утраты, поэт убеждает, что в мире все уникально и незаметно, значимо и неповторимо, и что происходит это с человеком всю его жизнь, так что нужно ждать не только горя, но и счастья.
Средства выразительности
Произведение написано весьма разнообразным языком, в нем имеется много художественно-выразительных средств. Часто применяется сравнение, например, в его понимании заря словно котенок, моющий лапой рот, а любимую он равняет к снегу, потому что ее имя тает.
Добавляет красоты и благозвучия тексту большое количество эпитетов, а эмоциональность и экспрессивность – метафоры, которые порой применяются с олицетворениями.
Также средством изображения является повтор начального и финального куплетов, придавая певучесть всему произведению, передавая настроение героя.