Анализ и характеристики главных героев произведения «Двойник» М.Ф. Достоевского

М.Ф. Достоевский написал много больших и известных романов, среди которых: «Идиот», «Подросток», «Преступление и наказание». Сделаем анализ его раннего произведения «Двойник».

История создания

Достоевский придумал свою повесть «Двойник» в 1845 году, и летом этого же года приступил к ее написанию. Он планировал в августе завершить работу, однако закончил писатель повесть в январе следующего года.

Публикация «Двойника» понесла за собой только негативные комментарии, поэтому Достоевский захотел переработать ее, однако сделать получилось только 1866 году после ареста и ссылки.

Жанр, направление

Современники писателя называют произведение «Двойник» романом. Нынешние литературоведы считают его повестью, так как история сосредоточена вокруг одного персонажа, а побочные сюжетные линии отсутствуют.

«Двойник» — это очень неоднозначное название для повести. Оно характеризует психологическое расщепление главного героя из-за низкого чувства собственного достоинства.

Композиция

Композицию повести Достоевского можно рассмотреть с двух сторон:

  1. Кольцевая: кольцо замыкается, когда Голядкин уезжает из старого дома в новый дом скорби.
  2. Зеркальная: при первой встречи с доктором Голядкин хочет наладить с ним отношения, а в последний раз ему наоборот кажется врач самим дьяволом во плоти.

Суть повести

Повесть «Двойник» рассказывает об одном невзрачном чиновнике, который сходит с ума. Автор пытался донести читателям, что самые мрачные и потайные мысли могут сломить даже безобидного чиновника. Он беден, асоциален, скучен. На приеме у врача Голядкин рассказывает о своем внутреннем смятении. После его забирают в сумасшедший дом, но он еще успевает найти своего двойника Голядкина-младшего, который в наглую забирает его достижения, а потом и собственную квартиру.

Характеристика главных персонажей

Яков Петрович Голядкин-старший – собирательный образ, состоящий из двух видов чиновников: забитого и жалкого, а также ловкого и лукавого авантюриста.

Яков Петрович Голядкин-младший – двойник Голядкина-старшего противоположность ему, он строит козни, обманывает и пытается выселить своего брата-близнеца.

Крестьян Иванович Рутеншпиц – доктор, весьма здоровый, несмотря на склонный возраст. В конце повести забирает Голядкина в психиатрическую больницу.

Берендеев Олфусий Иванович – отец Клары, лишился ног на службе.

Берендеева Клара Олфусьевна – дочь Олфусия, на которой хочет жениться Голядкин. Красивая и талантливая девушка предпочитает ему асессора Владимира Семеновича.

Владимир Семенович – асессор и главный претендент на руку Клары.

Генерал – заведует департаментом. Яков ищет у него помощи от Голядкина-младшего.

Темы

  1. Тему двойничества описывается как две противоположные черты характера, которые есть у людей.
  2. Тему маленького человек в повести можно заметить в Голядкине. Герой начал выделять свою значимость среди общего числа чиновников.
  3. Тема Петербурга в произведениях Достоевского всегда носит двойственный характер, ведь в городе реальность смешивается с фантастикой.

Проблемы

Среди проблем, описанных в романе, можно выделить три главные:

  1. Желание найти свое место в мире: Голядкин то концентрируется на себе, отрицая общество, то желает стать его частью. Это можно заметить в процессе повествования.
  2. Общество устроено так, что оно обезличивает человека. Тогда у Голядкина есть два выбора, чтобы отстоять свое право на счастье: справедливым, но незаметным или успешным, но обманщиком.
  3. Проблему духовности можно рассмотреть на примере чиновников. Яков Петрович стремится к свободе, но система этого не позволяет, тогда появляется Голядкин-младший, которым он хотел бы стать, но его лживость пугает героя.

Главная мысль

Основная идея повести заключается в том, что «в тихом омуте черти водятся». У всех есть подпольная сторона личности, о которой никто не знает. Обуславливается это не только окружением и личными качествами, но и непредсказуемой человеческой природой. Добро всегда борется со злом, а побеждает тот, кого кормят поступками.

В повести «Двойник» остро поднимается тема темной стороны людей, которая зачастую подавляется. Однако она со временем может выбраться наружу и избавиться от нее невозможно.

Писатель хотел передать читателям необходимость культурно обогащаться не только физически, но и духовно.

Критика

Первым критикам не понравилось произведение из-за намека на подражание Гоголю и Гофману. Тема психического здоровья человека тоже их не устроила, ведь «Двойник» больше терапевтическая повесть, нежели литературная.

Белинский же опираясь на юность и неопытность автора, дал ему положительный комментарий за смелый концепт персонажей. Также в повести автор говорит от лица героя, что удивило критика.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector