Анализ художественного произведения «Она сидела на полу» Ф. И. Тютчев
Произведение Ф. И. Тютчева «Она сидела на полу» написано в 1858 году, когда поэт одновременно любил двух женщин – юную девушку Елену Денисовну и свою жену Эрнестину. Произведение посвящено жене, которая в порыве ревности и злости на мужа сожгла часть его писем к ней.
Жанр, структура
Произведение написано в жанре элегия. Философские раздумья над сложностями жизни облачены в стихотворную форму. Любовь представлена опустошающей, разрушающей и оставляющей после себя горький осадок.
Каждый из описанных героев одинок перед лицом собственных переживаний. Они могли бы вернуть свои чувства, но не делают этого, потому что утрата слишком велика и след от потери слишком глубок.
Произведение «Она сидела на полу» имеет четыре четверостишия — катрены, состоящие из четырех рифмованных строф с законченным смыслом.
- Первые два четверостишия описывают жанровую сцену. Перед читателем предстает женщина, которая сидит на полу и перебирает стопку писем. Поэт в определенных, четко обозначенных деталях, обрисовывает ее взволнованность, а также напряженное состояние героини, окутывающее комнату.
- В третьей строфе раскрывается тематическое содержание посланий к героине стихотворения, написанное ранее влюбленным в нее мужчиной. Именно прошлое, запечатленное в письмах, вызывает столько боли в женской душе.
- В четвертой строфе внимание читателя обращается на состояние автора писем. Он готов преклонить колени перед женщиной, которую когда-то любил и перед давно остывшим чувством.
Символика и тематика
Произведение начинается с того, что автор описывает главную героиню. Читатель не знает ни ее имени, ни возраста. Единственная деталь внешнего описания – это «чудный взгляд», взгляд человека, доведенного до отчаяния.
Холодность и отчужденность мужчины, находящегося в одной комнате с женщиной, проявляется только вначале. Чуть позже поэт раскрывает и его бесконечную печаль. «Страшно грустно» становится главному герою от созерцания бедной женщины на полу среди старых писем.
Письма, сравниваемые с «остывшей золой», словно символ потерянной главными героями любви.
Основная тема произведения «Она сидела на полу» полна трагизма и глубокой философии. Читателю представлена женщина, страдающая от несчастной любви и мужчина, молча наблюдающий за женщиной и глубоко внутри переживающий за нее. В произведении можно выделить две темы:
- Главная – некогда бурное и остывшее сейчас чувство любви между героями. Письма повествуют о том, как радостна и сильна была привязанность и как нестерпимо больно вспоминать об этом в настоящий момент.
- Второстепенная – внутренние переживания героев. Любящая женщина обманута, сломлена, оставлена наедине с отчаянием, а мужчина, когда-то любимый ею, уже не может ничего исправить, хотя искренне сопереживает состоянию героини.
Проблема и идея
Проблема произведения заключается в том, что главная героиня осознает безвозвратную потерю некогда бушующих в ее сердце чувств. Когда душа покидает тело, у нее нет возможности вернуться обратно, поэтому сравнение «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело» как нельзя точно передают всю безвозвратность прошлого, невозможность испытать снова ту любовь, от которой остались лишь боль и горькая нежность.
Вторым планом поэт показывает состояние мужчины – виновника отчаяний и страданий женщины. Он осознает, что виноват, что причиняет боль бывшей любимой, но не может ничего сделать и «стоит молча в стороне», потому что в душе только пустота и «милая тень» прошлого.
Идея стихотворения в том, что любое чувство, особенно такое сильное и светлое как любовь, не исчезает без следа. Любовь проходит, но на ее место приходит боль от потери и грусть от невозможности все вернуть.
Печаль пронизывает стихотворение с первых строк, а в последних прослеживаются нотки сравнения о смертью: «любви и радости убитой», «присущей милой тени». Любовь окончательно умерла, тени и призраки загробного мира сопровождают светлое чувство туда, откуда уже не возвращаются. Главная героиня сильна и поэтому ее страдания так страшны мужчине.
Тропы и фигуры
Средства выразительности в произведении «Она сидела на полу» достаточно сильные и яркие. Они в полной мере передают все краски трагических чувств, испытываемых главными героями.
- Трагизм стихотворения передают такие эпитеты как: «брошенное тело» «остывшую золу», «горестных минут», «жизни.. невозвратимо пережитой».
- Сравнение писем с золой («как остывшую золу брала их в руки») указывает на остатки костра, огня, пылавшего в сердцах влюбленных. Огонь погас и превратился в золу, зола остыла, как и взаимная любовь. Любовь мужчины сравнивается с «милой тенью», у нее нет силы, нет стержня, только грустные воспоминания, которые пропадут с восходом солнца или наступлением полной темноты.
- Метафоры: «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело» обращены к теме неизбежности смерти, сложности происходящего и невозможности все вернуть.
Автобиографичность текста позволила поэту нарисовать самые тонкие грани трагедии. Внутренний драматизм переживаний главных героев экспрессивен и фатален. Любовь описана не как светлое чувство, а как разрушающая сила, ее потеря вызывает в женщине боль и отчаяние, а в мужчине – отрешенность и грусть.