А. А. Фет «Какая грусть!»: анализ стихотворения

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета во все времена вызывало различные оценки критиков и читателей. Одни считали его «истинным поэтом и тонким лириком», а другие твердили, что его поэзия весьма скучна и однообразна. Такая разрозненность мнений говорит лишь о том, что творчество поэта никого не может оставить равнодушным. Его необычайно проникновенная и глубокая поэзия всегда будет будоражить сердца настоящих ценителей литературы.

История создания

В 1860-е годы творчество Афанасия Фета переживает переломный момент: от радостных, жизнеутверждающих мотивов к нотам трагизма и обреченности. Теперь Фет пишет об одиночестве, об обманчивости и недолговечности красоты, о проходящем счастье, о неразрывной связи любви со страданием и о несовершенстве бытия.

У Фета в творчестве преобладает образ зимы, но он олицетворяет собой вовсе не волшебство, а угасание жизни. Примерно в эти же годы в его лирике исчезают отдельные времена года — теперь они объединены автором в пары: осень – зима, как пора старения и переосмысления, и весна – лето, как время молодости и любви.  Как и ранее, они, характеризуя состояние природы, помогают понять состояние души человека. Практически все свои стихи, поэт начинает с осеннее — зимнего времени года, символизирующего нынешнюю реальность, а заканчивает – непременно весной и летом, несущими в себе надежды, мечты, воспоминания. Это главная черта лирики позднего Фета.

Свое стихотворение «Какая грусть!» Афанасий Фет создал в 1862 году, оно вошло в состав поэтического сборника «Соловьиное эхо».

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности стихотворение «Какая грусть!» несомненно принадлежит пейзажной лирике. Поэт передает читателю свои эмоции и чувства через описание природы.

В данном стихотворном тексте также присутствуют элементы философской лирики, что характерно для позднего Фета. После 1860-х годов поэта стали волновать «вечные» темы: жизнь и смерть, и связанные с ними тайны. Так, в стихотворении «Какая грусть!» автор размышляет о каком-то переломном периоде в его жизни. И это не окончание пути, а некий рубеж, преодолев который, человек в корне меняется – теперь он более умудренный и осмысленный, но, в то же время, он тоскует о былой жизни, о беззаботной молодости.

Фет, создавая данное творение, приправил его легкими нотками импрессионизма. При чтении его, мы чувствуем ощущения автора, которые вызывает у него созерцание природы. Поэт проводит параллель между человеком и природой, сравнивая холод зимы и холод души.

Направление его творчества исследователи называют «чистым искусством».

Стихотворение «Какая грусть!» написано четырехстопным ямбом. Рифмовка использована перекрестная, мужская и женская рифмы поочередно сменяют друг друга.

Композиция

Композиционный строй стихотворения представлен пятью строфами. Они, в свою очередь, делятся на три части, каждая из которых несет определенный смысл.

  1. 1-ю часть составляют две первые строфы, выполняющие функцию введения и создающие у читателя определенный настрой. Здесь автор сообщает о своем душевном состоянии, используя образы природы. Восклицание «Какая грусть!» в начале стихотворения четко передаёт основной мотив переживаний автора. Дальнейшие переживания настолько «тонкие», еле уловимые, что Афанасий Афанасьевич воспользовался «пейзажем» для точности и честности.
  2. 2 часть – это 3-я и 4-я строфы. Здесь происходит плавный переход от пейзажа к душевным переживаниям. По Фету, холод душевный сравним с зимней стужей. 4-е четверостишие «прозрачное», без очевидных параллелей. Поэт прямо пишет о своей надежде на то, что душа его помолодеет.
  3. 3 часть – это последнее четверостишие стихотворения. Автор с помощью метафоры описывает «удивительный край», который надеется увидеть:

«Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста…»

Третье четверостишие содержит мысли автора о настоящем, о том, к чему он пришел. Пятая – о том, что было раньше.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Какая грусть!» – это человек с большим жизненным опытом, у которого богатое прошлое, именно поэтому он воспринимает свою настоящую жизнь как завершение пути.

Зачастую лирический герой и автор произведения – одно лицо, либо они очень похожи. Если рассуждать о Фете и его лирическом герое, тоже можно сказать, что они похожи. Но схожесть эта настолько скрытая, что сразу ее трудно разглядеть.

В данном стихотворении герой описан как человек, проживший жизнь, а, значит, он далеко не молод. В то время как автор, на момент написания стихотворения, находится в более молодом возрасте, ему 42. Получается, что возраст лирического героя отражает «душевный» возраст поэта, его состояние на тот момент.

В анализируемом стихотворении можно выделить два главных образа – это зима и душа, внутренние переживания лирического героя. Автор проводит между ними параллель.

В стихотворении встречается довольно много символов. Дорога символизирует жизненный путь или какую-то определенную черту, границу. Строки о конце аллеи, который «исчез в пыли», вероятно, говорят об исчезновении преграды, которая ранее разделяла лирического героя с его мечтой, с тем, что он видел во сне. Его сладкое сновидение прерывает наступление утра, привносящее в душу героя чувство тоски, опустошенности и одиночества. Белое небо, белое поле и одинокий ворон из второго четверостишия передают пустоту, образовавшуюся в душе автора.

«И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом…»

Символом надежды в стихотворении выступает рассвет. Но автор пишет, что «на душе не рассветает», значит, надежды нет, душа скована холодом.

Но следующие строки опровергают это – лирический герой все же надеется, хотя и робко — надежда только тлеет, являя собой символ грядущего возрождения.

Последние строки стихотворения рисуют четкую картину ожиданий: бури проходят мимо, думы чисты, а вокруг – весна. Как символ молодости и обновления.

Темы, проблематика, настроение

«Какая грусть» — стихотворение о природе. Это одна из самых излюбленных тем лирики Фета. Здесь мы видим зимнюю природу, что отражает грустный настрой автора. Параллельно с этой раскрывается тема надежды и ожидания лирическим героем весеннего преображения и тепла.

Автор поднимает проблему зимней тоски, одолевающей человека с наступлением холодов. Также проявляется проблема духовных исканий лирического героя, его попыток понять себя и причины своей грусти и снова возродить надежду в душе.

Настроение стихотворения «Какая грусть!» необычное, изначально тоскливое оно постепенно теплеет, приобретая оптимистичные мотивы.

Цвет стихотворения тоже неординарен: он переходит от серо-белого, зимнего оттенка, к теплому, нежно-розовому.

Основная идея

Главная мысль анализируемого произведения – показать параллель между переходящими этапами в жизни человека и сменой времен года. Фет обрисовал эти процессы с помощью импрессионистического метода передачи мимолетных ощущений, напоминающих то или иное природное явление.

Смысл стихотворения «Какая грусть!» заключен в надежде всего живого, будь то люди или природа, на светлое будущее. Ведь за стужей обязательно последует тепло, а за отчаянием – радость.

Средства художественной выразительности

При создании данного лирического стихотворения, автор использует различные приемы повышения выразительности текста: множество ярких эпитетов, сравнения, метафоры, олицетворение, а также анафору, инверсию и риторическое восклицание.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector