208. Равнодушие – вина человека или его беда?
Безразличие может быть и виной, и бедой, так как все зависит от того, почему человеку все равно. Если он получил такое воспитание, или же жизнь слишком сурово обошлась с ним, то равнодушие стало его горем, которое очень сложно преодолеть без посторонней помощи. Если же он делает выбор в пользу холодности сознательно, то он сам виноват в том, что наплевательски относится к миру.
В рассказе Астафьева «Людочка» героиня оказалась жертвой повального равнодушия. Сначала никто не заступился за нее в парке, хотя среди свидетелей преступления были ее друзья и даже кавалер Артем. Людям было все равно, каково приходится беззащитной девушке, пытающейся отбиться от сильного и проворного обидчика. Далее Люда хотела добиться сочувствия и понимания от женщин, но ни мать, ни Гавриловна не смогли оказать моральную помощь нуждающейся героине. Все они лишь цинично предлагали смириться с бедой и забыть о нанесённом оскорблении. Нигде не встретив жалости и поддержки, Люда покончила с собой. В этом случае равнодушие – вина окружения девушки, а не беда.
В романе Гончарова «Обломов» герой равнодушен к жизни. Она протекает по течению, а он просто лежит и провожает ее взглядом. Илья не стремится работать, покорять вершины, совершать подвиги, даже к любви его стремления хватило ненадолго. Он безразлично следит за успехами знакомых и не завидует им, так как ему все равно, что в мире есть какие-то цели и стремления. Он довольствуется диваном и халатом, ему бы поесть и поспать, вот и вся жизнь! Однако язык не поворачивается обвинить в таком безучастном отношении ко всему на свете самого Обломова. Он стал жертвой неправильного воспитания и несовершенств государственного строя, где какие-то люди могли ничего не делать и при этом безбедно существовать, пользуясь трудом крестьян.
Таким образом, безразличие может быть и пороком, и болезнью, но в любом случае равнодушных людей можно только пожалеть, так как они действительно не живут полноценно, не чувствуя всего того, что доступно отзывчивому человеку.