Анализ рассказа Александра Куприна «Тапер»

В статье мы рассмотрим рассказ А.И. Куприна «Тапер», главным героем которого является талантливый юный музыкант Юрий Азагаров.

История написания

Куприн написал произведение «Тапер» в начале 20 века, которое было опубликовано тогда же в газете. Писатель утверждал, что рассказ основан на реальных событиях. Так, Антон Рубинштейн, который являлся знаменитым пианистом и не менее славным композитором, был создателем нескольких опер и романсов, а также учителем и дирижером. Он был очень популярен и имел множество почитателей. В рассказе же Рубинштейн представлен нам как способный и талантливый юный пианист. А Азагаров Юрий – выдуманный персонаж.

Писатель неоднократно приходит к музыкальной теме в своих произведениях, например, в произведении «Скрипка Паганини» повествование ведется об уникальном скрипаче из Италии, о котором ходили слухи, будто он продал душу дьяволу в обмен на свою славу. А в «Соловье» описаны известные певцы Энрике Карузо и Тито Руффо.

Также он описывает событие из жизни Ивана Шаляпина в рассказе «Гоголь-моголь». Впрочем, наиболее музыкальным и неоднозначным произведением Куприна, которое отличается особой трогательностью и трагичностью, является рассказ «Гамбринус», посвященный неизвестному и талантливому скрипачу по имени Сашка, обретавшемуся в трактире в Одессе.

Жанр

«Тапер» по своему жанру относится к рассказам. Небольшая единственная сюжетная линия с коротким отрезком времени, действующих лиц в произведении мало. Также к рассказу это произведение относит его относительно небольшой объем. Творческое направление писателя – реализм. В рассказе мы наблюдаем за коротким промежутком времени жизни мальчика, образ которого основан на реальном человеке.

Композиция

По сути, рассказ состоит из двух частей. В первой части повествуется о семье Рудневых, и о том, какая царила в их семье атмосфера и настрой, а также об особой тяге членов семьи к различному искусству, и обо всех устраиваемых праздниках в семье. Непосредственно описываются семейные хлопоты перед праздником в честь символа Нового Года – елки. Обусловлены хлопоты были поиском тапера, с которым праздник был бы более хорош. Скандалов и ссор в семействе почти не бывает, а если случаются, то с ними разбирается Татьяна Руднева, средняя дочь.

Во второй же части произведения в доме Рудневых появляется юный пианист. Описывается встреча гостей Рудневых с уникальным искусством мальчика.

Смысл

Стоит заметить, что в ту эпоху в среде просвещенных и интеллигентных людей считалось традиционным пригласить на мероприятия музыкантов, которые бы создавали определенную атмосферу там. Среди приглашенных музыкантов не все были мастерами своего дела, и зачастую, таким образом, подрабатывали не очень опытные музыканты. Из-за этого этот вид подработки стал называться тапером, что в переводе с французского языка значит стук, или хлопки.

Смысл названия произведения кроется в том, что тапер – это пренебрежительное название подработки в качестве музыканта на различных праздниках, и писатель решил показать нам контраст между тем, чего ожидали от мальчика люди, и что он выдал. Юный музыкант оказался настоящим виртуозом. Он мастерски музицировал, чем покорил собравшееся в доме Рудневых общество.

Суть

Суть рассказа такова – в семействе Рудневых, которое отличается особым радушием и гостеприимством, идет подготовка к любимому празднику главы семейства, Новому году. По традиции к мероприятию пригласили популярный оркестр, который, однако, не смог участвовать на их празднике, поскольку его перехватили другие люди. Поиски иных музыкантов завершились 14 летним мальчиком, утверждавшим, что он может играть на пианино хоть всю ночь напролет.

Глава семьи вместе с родными относятся к данному утверждению с недоверием, особенно старшая дочь, которая надменна, и они вместе просят мальчика что-нибудь сыграть. Юноша сыграл произведение Листа, «Венгерскую рапсодию», чем стянул в кабинет всех гостей семейства.

Потом его просит сыграть что-нибудь танцевальное младшая дочь Рудневых Тина. Юноша без проблем берется за игру, с удовольствием наблюдая за кружащимся вокруг него водоворотом лиц и платьев.

Вдруг вошел человек очень приметной внешности, и требует у юноши еще творчества Листа. Юноша играл настолько великолепно, что втянул в экстаз всех гостей.

По окончанию игры человек исчез, зато к юноше обратился хозяин дома с конвертом, заполненным деньгами от незнакомца, и сказал, что этот незнакомец – Антон Рубинштейн и что он ожидает юношу в карете.

Финал рассказа таков – юный пианист в изношенной одежде теперь знаменит по всей империи как уникальный и талантливый композитор. Понятно, что тому поспособствовал сам Рубинштейн, он вывел его в люди.

Характеристика персонажей

В рассказе «Тапер» автор знакомит читателей с интеллигентной семьей Рудневых, юношей-музыкантом и гостями дома Рудневых, окунает читателя в праздничную новогоднюю атмосферу, наполненную радостью, волшебством, нетерпеливым ожиданием.

Глава московского семейства Аркадий Николаевич Руднев – элегантный, представительный пятидесятилетний мужчина, привлекательной внешности. Он занимается меценатской деятельностью, покровительствовал искусствам, особенно балету. Также он шел в ногу со временем, был любитель устраивать праздники, приглашать гостей, любил молодежь и был душой компании. У семьи было много друзей.

Жена главы семейства Ирина Алексеевна Руднева как последний потомок высокого знатного рода была наоборот высокомерной, держалась обособленно, много времени находилась в своих комнатах, старалась общаться только с такими же высокими и родовитыми представителями дворянства.

Три дочери Рудневых, абсолютно разные по характеру и внешности:

Лидия – девушка красивая, но холодная и бессердечная, относившаяся с презрением к прислуге и простым людям, ко всем, кто ей подвластен и ниже по положению.

Татьяна – блондинка, обладающая веселым нравом и спокойным характером, за что ее любила прислуга. Она в семье Рудневых являлась миротворицей, улаживала все возникающие инциденты.

Тина – младшая дочь Рудневых, двенадцатилетняя девочка, милая, добрая, резвая, взявшая мальчика тапера под покровительство.

Главный герой рассказа Юрий Азагаров изображен Куприным в рассказе худощавым мальчиком невзрачной наружности, в поношенном мундирчике, стеснительным, но самолюбивым. Особенно писатель обращает внимание на его большие серые глаза.

Но, характеризуя юношу, автор говорит о его внутреннем преображении во время игры, о том, как его невзрачное лицо становилось прекрасным, а он извлекал мощные, полные силы звуки.

Антон Рубинштейн – в то время уже знаменитый композитор и пианист, прошедший через все трудности к вершине своего признания и славы, изображен автором подробно, его внешность, как и Юрия, описана во всех деталях.

Рубинштейн был в числе гостей, держался он просто, непринужденно и небрежно, но величаво. Куприн говорит о нем как о человеке «большого света» с железной волей и несгибаемым характером. Игра мальчика и на него произвела впечатление.

Тема

Главной темой произведения является тема таланта «тапера». Ведь искусство красит человека и изменяет его в лучшую сторону, причем, изнутри – юноша кардинально менялся и одухотворялся. Будучи ребенком, он имел слух и чувствовал музыку, вдумывался в нее и преображался.

Вторая тема описывает нам быт и царящие тогда нравы в среде интеллигентов через семью Рудневых. Лучшие представители тогдашней московской интеллигенции были образованными и гостеприимными людьми, которые ценили талант и награждали за его проявление, имели понимание музыки и любили ее.

Но имеются представители сословия другого характера, например, супруга Руднева и старшая дочь, которые отличаются надменностью и высокомерием, но не умом. Они замкнуты в себе и избегают реальной жизни, бросаясь заумными фразами.

Третьей темой является тема детства. В рассказе писатель противопоставил два варианта детства – в первом жизнь полнится довольствием и праздностью, а во втором – трудностями и выживанием.
Мальчик работает с малых лет, ощущая презрение со стороны тех, кто его нанял. Он говорит, что может играть всю ночь – из-за того, что ему некуда идти, и нечем платить за проживание. В противовес ему представлена Татьяна, которая живет в довольствии и богатстве.

Проблемы

Главной проблемой в произведении является социальная несправедливость, выраженная в проблемах юного дарования. Талантливому музыканту нужны деньги, чтобы выживать, и он подрабатывает на вечерних мероприятиях у богатых людей, не щадя свое здоровье. Лишь случайно его заметил Рубинштейн, и дал возможность развиться и выжить. Однако таких юношей было много, но они не были замечены. Сколько их таких было и сколько их работало? – такие вопросы задает автор.

Второй проблемой писатель означил творческий путь, который в большинстве своем является весьма тернистым и трудным – люди работают очень много, чтобы добиться славы, им нужно обеспечить себя, при этом уделяя основное внимание тому, к чему у них лежит душа. Однако именно такое стечение обстоятельств закаляет людей и делает их мастерами своего дела, виртуозами.

Третьей проблемой выступают взаимоотношения сословий – юноша сносит надменность и недоверие тех, кто его пригласил. Люди думают, что он ничего не умеет и является новичком в музыке. Ответить он им не может, поскольку зависит финансово от них. Впрочем, конфликт окончился неплохо – талант мальчика привел его к всеобщему признанию.

Идея

Идеей рассказа является вера в силу и мощь настоящего таланта, который может пройти и пробиться через все и добиться всего, если его развивать. В рассказе приводится пример не по годам развитого мальчика-пианиста, владеющего обширным репертуаром – он может сыграть как классические произведения, так и что-то легкое, танцевальное. Он добивался этого тяжелым трудом.

Смысл таков – нельзя судить о человеке по его внешности и возрасту. Ведь Рудневы изначально были настроены отрицательно к таперу, иронически, поскольку считали, что он посредственный музыкант, и сильно удивились, когда выяснилось, что это не так.

Чему учит

Этот рассказ учит нас тому, что при наличии таланта, способностей у человека, их нужно развивать. Писатель нам показывает, что сложности при этом сказываются положительно на опыте и мастерстве в этом деле. Чтобы достигнуть вершин совершенства, добиться признания, славы, нужно приложить множество усилий.

Также произведение учит читателей не останавливаться перед трудностями, стараться их преодолевать, чтобы выжить.

Не нужно надеяться лишь на случай, но жить нужно с верой в успех.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector