Жанр тревелога в литературе 20 века на примере романа Теру «По рельсам, поперек континентов»

Жанр тревелога в литературе двадцатого века

Тревелог-это литературный жанр, в рамках которого автор описывает свое путешествие, но основывается на индивидуальных впечатлениях и выстраивает композицию не в хронологическом порядке, а в произвольном, соответствующем внутреннему, субъективному восприятию увиденного. Это особый способ путешествия, смесь дневника и путевого очерка. В травелоге присутствует две сюжетные линии: одна посвящена пути, а вторая – авторскому восприятию пути. Некоторые исследователи выделяют и третью линию – она отражает переживания читателя.

В 20 веке писатель — путешественник творит рамках собственного жанра, соединяя блог и путешествие воедино. Это профессиональный этнограф, для которого новые земли (к примеру, бывшие колониальные страны) становятся главными темами в творчестве, так как о них ничего еще толком неизвестно. Отличающиеся «риторикой спонтанности» и фрагментарными описаниями деталей (а не памятников культуры или искусства), путевой дневник и этнографический репортаж становятся самыми популярными форматами тревелога.

 Почему сейчас тевелоги не пользуются популярностью? Когда телевидение пришло в каждый дом, а фотокамера появилась в каждом мобильном телефоне, количество тревелогов пошло на убыль. Зачем читать, когда все это можно увидеть и получить больше информации за меньший период времени? Телевизионные передачи соответствующей тематики все равно имеют больше возможностей для воплощения замысла. Кроме того, многие иностранцы и эмигранты ведут видеоблоги, где рассказывают о том, чего туристу никогда не увидеть без посторонней помощи. Поэтому сегодня можно говорить о кризисе жанра. Если Полу Теру когда-то дарили авансы и щедрые гонорары за эти поездки, то сегодня писатели-путешественники уже не могут рассчитывать на такое обращение.

Анализ романа Теру «По рельсам, поперек континентов»

Американский писатель Пол Теру, «превосходный писатель и турист-по-случаю начинает книгу с того, что признается в антипатии к жанру традиционных путевых очерков.

«Я терпеть не могу осматривать достопримечательности… Наступила эпоха массового туризма, когда все ездили смотреть одно и о же, а авторы путевых очерков, соответственно, об одном и том же писали»

Взамен занудных путеводителей для предсказуемых туристов автор предлагает новаторскую концепцию книги о путешествии. Он делает акцент на своих личных впечатлениях, используя интертекстуальные вставки, вспоминая то Джойса, то Киплинга.

«Путевые очерки хороши, когда описываются немудреные бытовые подробности»

«По рельсам, поперек континентов» – это первая часть двухтомника «Все четыре стороны», который составил автор из нескольких книг . Первая книга  – «Большой железнодорожный базар» (1975), названная по наименованию улицы в индийском городе Канпур. Теру рассказывает о трансконтинентальном путешествии по железным дорогам Англии, Франции, Италии, Югославии, Турции – и далее: в Пакистан, Индию, Шри-Ланку, Бирму, Вьетнам, с возвращением через СССР Транссибирским экспрессом. Особенно интересно читать о России, которая явно раздражает автора.

«Я злился, что Россия так велика; мне хотелось домой»

Своеобразная кухня и неразговорчивые, некрасивые люди явно отталкивают автора. Его охватывает тоска по родным местам, где путешествовать намного комфортнее и занятнее.

Писателю западают в память люди, а не места. Он изображает разруху, описывая уродливых нищих, говорит о коррупции, показывая мздоимца-контролера, рассказывает о вьетнамской войне, представляя американских военных с вьетнамскими проститутками. Он видит намного шире, чем обыкновенный турист, и темы затрагивает, скорее, политические и социальные, чем культурные. Ему интересно прослеживать в героях национальные черты, демонстрируя страну на примере ее граждан.

Памятники и музеи Пол Теру обошел, но разве что вниманием. Ни слова о том, куда бы мог отправиться турист. Вместо этого он предпочел отправиться к живой легенде, которую читатель может со временем не застать. Он гостит у Борхеса и беседует с ним о его стране, а не пялится на памятник его соотечественника, якобы характеризующий ландшафт очередной площади. В этом диалоге, наполненном литературными цитатами и рассуждениями о культуре, читатель узнает то, чего никак не смог бы увидеть сам, даже оказавшись в этом же месте и в это же время. Особенности восприятия уникальны, каждый из нас видит свою Аргентину и свою Мексику, именно такую мысль проводит автор. Это и есть главная идея романа «По рельсам, поперек континентов». Теру – интеллектуально развитый и интересный человек, поэтому его путешествие стоит внимания, а вовсе не потому, что он там посетил. Его рассуждения не выкладывают все подробности, они интригуют и манят читателя присоединиться к автору и отправиться в путь самостоятельно, чтобы сформировать свои взгляды и, может, поспорить с писателем, а, может, и согласиться.

Вторая книга  – «Старый Патагонский экспресс» (1979) – рассказывает о поездке от техасского пограничного городка Ларедо через Мексику, Гватемалу, Сальвадор, Коста-Рику, Панаму, Колумбию, Боливию – на юг Аргентины. Кроме того, в сборник вошли «Очерки разных лет», посвященные Уганде, Бирме, Сингапуру, Англии, Малайзии, Афганистану, Ирландии, острову Корсика, американскому полуострову Кейп-Код и Нью-Йорку. К бесспорным достоинствам Теру, как своеобразного гида, относится умение рассказать то, о чем умолкают путеводители. Дорога, по мнению Теру, — это не пустая трата времени и вынужденное безделье пополам с неудобствами. Это непредсказуемая и важная часть путешествия, формирующая настроение путника, прибывающего в новую страну. Иногда по дороге можно сделать далеко идущие выводы о состоянии того или иного места.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *