Теория Раскольникова и её крах: сочинение

Сочинение на тему: Раскольников и смысл его теории в романе «Преступление и наказание». Идея и бунт Раскольникова. В чем истинная трагедия героя? Трагические судьбы петербургских обывателей как доказательная база теории Раскольникова. 

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — хранилище трагических судеб. Читая книгу, не один раз погружаешься в раздумья не только над судьбами героев этой конкретной истории, но и над тем, что испытывают люди, которых ты видишь каждый день. В этом все превосходство романа – полифонии. Давая шанс полностью раскрыться своим героям, писатель скрыто демонстрирует себя как первоклассного мастера слова. Федор Михайлович не применяет какие-либо утопические средства влияния на сознание читателя. Как родоначальник реализма в романе, не боясь быть непонятым, он показывает нам даже самые хорошо замаскированные ложью аспекты жизни общества со всеми его пороками, проблемами, сомнениями и разочарованиями.  Задумайтесь, кто из героев счастлив? Соня Мармеладова? Катерина Ивановна? Дуня? Лужин, Свидригайлов? Или Родион? Последний, наверное, несчастен даже в большей степени, чем все остальные вышеперечисленные.

Исходя из прочитанного, можно с уверенностью сказать, что Родион Раскольников бросается из крайности в крайность. Им руководят чувства. В произведении он предстает перед нами в образе типичного меланхолика: отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям. Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он – интровертированная личность, то есть занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируются застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. Отчасти именно поэтому так и получилось, что под тяготами жизни Раскольников все-таки прогнулся, пошел на преступление не только по отношению к себе, но и к Лизавете, Алене Ивановне. По утверждению Дмитрия Ивановича Писарева, известного литературного критика, не идея Раскольникова ведет его к преступлению, а стесненные социальные обстоятельства, в которые ставит героя жизнь, лишенная всякого достатка. Полная социальная несправедливость, стратификация общества, бедность, антисанитарные условия жизни – все это факторы, приведшие Родиона к созданию теории.

Главная идея теории Раскольникова — люди делятся на две категории: «право имеющие» и «твари дрожащие». Человек имеет право на убийство, но входит ли в обязанности жертвы быть при этом убитой? Родион говорит: «…большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопролитцы». Возможно. Но разве главный герой романа – «благодетель и установитель человечества»? Скорее всего, он всего лишь «тварь дрожащая». К этому выводу Родион и приходит в конце своих душевных терзаний.

По моему мнению, подобные идеи возникали не только в раздумьях Раскольникова. Абсолютно все герои вынуждены идти на определенные преступления: кто-то пошел против себя и получил желтый билет; кто-то, окончательно разочаровавшийся в жизни, нашел спасение в спиртных напитках, и в итоге принял глупую смерть на руках у дочери; кто-то, желая помочь брату, соглашается быть с тем, с кем никто никогда не обрел бы счастья; кто-то стал жертвой обстоятельств и принял нелепую смерть ненужного свидетеля. Соня и Семен Мармеладовы, Дуня Раскольникова, Лизавета – все эти герои – жертвы несправедливого общественного устройства.

В очередной раз поднимая проблему маленького человека в большом мире, Федор Михайлович, описывая город, облик своих персонажей, хочет сказать, прокричать нам, читателям, таким же маленьким людям: «Смотрите! Они несчастны! Кто в этом виноват?». И ответа точного так никто и не нашел, и не найдет никогда.

Желтый, болезненный Петербург, серые, мрачные, черные подъезды, шатающиеся, окутанные паутиной лестницы, квартиры – углы, квартиры – клетушки, окна, выходящие на канавы и грязь – вот она, культурная столица. Вот оно, сосредоточение просвещения. Вот оно, хранилище трагических судеб…

Автор: Екатерина Вострикова

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *