Сочинение: Старые хозяева вишневого сада

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: «Смена поколений в пьесе Чехова «Вишневый сад и прощание со старыми хозяевами вишневого сада»

Наша жизнь полна звуков… Стоит только внимательнее прислушаться к ним и откроются новые, неведомые ранее смыслы! А.П. Чехов как писатель и драматург в своих произведениях обращал особое внимание на звуки. В пьесе «Вишневый сад» это очень заметно.

Чеховские герои — индивидуальные герои. Это живые и полноценные люди с определенным воспитанием, чертами характера, с чувствами… Раневская Любовь Андреевна — истинная дворянка, трепетно относящаяся к вишневому саду и, в целом, к имению. Лопахин — работающий человек нового, капиталистического времени. Петя Трофимов — «вечный студент» — бесконечно мечтающий человек. Он всегда старается правду «чужим» глазам открыть, его волнует никчемность бездеятельной интеллигенции… Герои кажутся настолько разными, что неудивительна и их разобщенность.

Чеховские персонажи существуют будто сами по себе. Однако впервые «вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». В этот момент присутствуют все основные герои вместе. И Аня, и Варя, и Лопахин и другие разом задумались над звуком лопнувшей струны. Эта мысль объединила героев. Так Чехов подметил, что все равны перед лицом уходящего времени, потому что мир развивается, не стоит на месте. Неважно, кто ты: дворянин или слуга — время от каждого бежит, время беспощадно и безвозвратно. Пьеса только начинается, а струна уже лопнула, а вместе с ней и часть души… Поэтому текут слезы у Ани, а Любови Андреевне «неприятно почему-то».

У Чехова нет случайных деталей. Звук лопнувшей струны очень символичен, поскольку он обозначает четкую границу времён: старого и нового. Навсегда уходит в небытие культура «дворянских гнёзд», и со звуком струны это становится понятно всем героям пьесы «Вишнёвый сад». Однако для каждого в отдельности он звучит по-разному: Гаев слышит цаплю, Трофимов — филина. А для Фирса это нечто большее: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.» Он ассоциирует этот звук с отменой крепостного права, что считается для него трагедией, как трагедией является и потеря времени для людей, принадлежащих к прошлой эпохе.

Невольно вспоминается стихотворение Афанасия Фета «Что за звук в полумраке вечернем?». Подобно фетовскому звуку, в котором «расставанье в нем есть, и страданье в нем есть», чеховский символ не нуждается в «речах» или «огнях». Поэтому происходит долгое молчание — пауза в пьесе. Тревога пронизывает оба произведения, которые по своей сути объединены грустными нотками мимолетного времени.

Звук в начале пьесы предвещает гибель в конце. Еще не успели окончательно разъехаться Раневская, Аня, Петя, как Лопахин бьет топором по дереву. По Чехову, это в высшей степени бестактность, ведь он не понимает горе тех, кто потерял свой дом.

Остаётся запертым в имении Фирс, о нем забыли, как забывают о чем-то в спешке. И тогда повторно слышится звук лопнувшей струны. Чехов его в точности повторяет. Однако если вначале — это предупреждение о гибели, то в конце — это уже финальный аккорд в пьесе, после которого Чехов оставляет простор читательским мыслям. Окончательно и бесповоротно продано имении, вновь лопается струна и начинается новое время, новая жизнь…

Автор: Надежда Волкова

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *